Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2013 г. N ВАС-1645/13
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Александрова В.Н., судей Андреева Е.И., Чистякова А.И., рассмотрев в судебном заседании заявление (представление) прокуратуры Волгоградской области о пересмотре в порядке надзора постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 по делу N А12-21195/2012,
УСТАНОВИЛА:
Администрация городского поселения рабочий поселок Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области (далее-администрация городского поселения) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям (далее-управление) от 15.08.2012 N 14-13/1-308 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.10.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 решение суда первой инстанции отменено. Заявленное требование удовлетворено.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебного акта в порядке надзора управление ссылается на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражным судом норм права.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением губернатора Волгоградской области от 16.07.2012 N 611 "Об установлении карантина и ограничительных мероприятий по африканской чуме свиней на территории Калачевского, Октябрьского и Светлоярского муниципальных районов Волгоградской области" на территории Октябрьского района объявлена чрезвычайная ситуация межмуниципального характера по африканской чуме свиней.
В связи с установлением карантина и ограничительных мероприятий проведена проверка исполнения администрацией городского поселения ветеринарного законодательства.
В ходе проверки установлены нарушения требований статьи 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 21.11.1980.
По данному факту нарушений прокурором Октябрьского района Волгоградской области 27.07.2012 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Постановлением управления от 15.08.2012 администрация городского поселения привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 92 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии состава вмененного административного правонарушения.
Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя заявленное требование, суд апелляционной инстанции посчитал, что управление не наделено полномочиями по привлечению к административной ответственности органов местного самоуправления, поскольку таким правом наделен только суд.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4779-1 "О ветеринарии" ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
В силу Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, функции по защите населения от болезней общих для человека и животных, а также осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Подпунктом "д" пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 "Вопросы федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" предусмотрено, что Росслесхознадзор в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности, в том числе надзор за выполнением ветеринарно - санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения.
Частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных.
Согласно статье 23.14 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе и статьей 10.6 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор.
Следовательно, Россельхознадзор является уполномоченным органом по рассмотрению этой категории дел.
Статья 72 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее-Закон о местном самоуправлении) устанавливает ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
Согласно статьям 73 и 74 Закона о местном самоуправлении такая ответственность соответствующих органов и должностных лиц наступает в случае если установлено судом, что принятый ими нормативный акт противоречит федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования или совершения должностным лицом местного самоуправления действий, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единства и территориальной целостности Российской Федерации, а представительный орган муниципального образования (глава муниципального образования, глава местной администрации) не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, то принимаются решения соответствующими органами (должностными лицами) о привлечении к ответственности в виде роспуска представительного органа муниципального образования, об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации.
Таким образом, норма статьи 72 Закона о местном самоуправлении не регулирует правоотношения связанные с привлечением соответствующих лиц к административной ответственности.
Круг должностных лиц, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, определен главой 23 КоАП РФ.
Каких-либо особых процедур привлечения органов местного самоуправления и их должностных лиц к административной ответственности ни нормами КоАП РФ, ни иными нормативными правовыми актами федерального уровня не установлено.
Вместе с тем, возникла правовая неопределенность в применении части 2 статьи 10.6 КоАП РФ в части, касающейся субъектов ответственности за данное правонарушение и возможности привлечения к административной ответственности администрации городского поселения как юридического лица.
Санкция указанной нормы предусматривает наказание для юридических лиц в виде штрафа или административного приостановления деятельности.
Между тем к администрации городского поселения не может быть применена такая мера ответственности как административное приостановление деятельности, поскольку местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая решение населением непосредственно и (или) через свои органы местного самоуправления вопросов местного значения.
Учитывая изложенное, коллегия судей полагает, что судебный акт, принятый по делу, подлежит пересмотру в порядке надзора в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь частью 4 статьи 299, статьями 300 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А12-21195/2012 Арбитражного суда Волгоградской области для пересмотра в порядке надзора постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012
Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 03.06 2013.
Председательствующий судья |
В.Н. Александров |
Судьи |
А.И. Чистяков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2013 г. N ВАС-1645/13
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А12-21195/2012
Истец: Администрация городского поселения р. п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области
Ответчик: начальник Волгоградского областного отдела Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Воронежской и Волгоградской области в лице Волгоградского областного отдела
Третье лицо: Волгоградский областной отдел Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям, Волгоградский областной отдел Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитраному надзору по Воронежской и Волгоградской областям, Начальник Волгоградского областного отдела Управления Фелеарльной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям, Прокуратура Волгоградской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 1645/13
29.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1645/13
05.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1645/13
12.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1645/13
11.02.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1200/13
24.12.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10772/12
16.10.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-21195/12