Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 мая 2013 г. N ВАС-5210/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Шилохвоста О.Ю., судей Воронцовой Л.Г., Козловой О.А. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "ГазСпецРесурс" от 20.04.2013 N 131 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Курской области от 05.09.2012 по делу N А35-5776/2012, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20.02.2013 по тому же делу по иску заместителя военного прокурора Западного военного округа (г. Москва, далее - прокурор) к обществу с ограниченной ответственностью "ГазСпецРесурс" (п. Маршала Жукова Курского района Курской области, далее - общество), открытому акционерному обществу "Ремонтно-эксплуатационное управление" в лице филиала ОАО "РЭУ" Курский (г. Москва, далее - управление) о признании недействительным в силу ничтожности подпунктов "б-з" пункта 2.8 государственного контракта на оказание услуг по теплоснабжению от 08.09.2011 N 76.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением от 05.09.2012, оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, иск удовлетворен.
Суды руководствовались статьями 168, 180, 421, 422, 426, 523, 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" (далее - Указ N 1173), Порядком прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 (далее - Порядок N 1) и пришли к выводу о несоответствии оспариваемых положений контракта действующему законодательству.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора заявитель (общество) просит их отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, повлекшее за собой существенное нарушение прав и законных интересов в сфере экономической деятельности.
Ознакомившись с доводами заявителя, суд надзорной инстанции не находит оснований для передачи данного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что между управлением (абонент) и обществом (энергоснабжающая организация) заключен государственный контракт от 08.09.2011 N 76 на оказание услуг по теплоснабжению, по условиям которого общество обязалось отпускать тепловую энергию в горячей воде для отопления и горячего водоснабжения на нужды объектов Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированных в городе Курске.
Пунктом 2.8 контракта предусмотрено, что энергоснабжающая организация имеет право прекратить полностью или частично отпуск тепловой энергии после письменного предупреждения в перечисленных в названном пункте случаях.
Ссылаясь на ничтожность подпунктов "б-з" пункта 2.8 контракта в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суды пришли к выводу о том, что подлежащие обеспечению энергоресурсами в соответствии с контрактом объекты Министерства обороны Российской Федерации являются структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба и любое ограничение или прекращение обеспечения их услугами теплоснабжения согласно пункту 1 Указа N 1173 недопустимо как нарушающее безопасность государства,
Статья 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, допуская возможность одностороннего отказа от исполнения обязательства, прекращения или ограничение подачи энергии, ограничивает такую возможность случаями и соблюдением порядка, установленных не только законом, но и иными правовыми актами, к которым судами отнесен и названный Указ.
Довод заявителя о соответствии оспариваемых пунктов контракта нормам действующего законодательства со ссылкой на пункт 1 статьи 539 и пункт 1 статьи 543, статью 545 Гражданского кодекса Российской Федерации, не принимается, поскольку названные нормы, предусматривая обязательства абонентов-потребителей, не устанавливают последствия за их нарушение в виде включенных в оспариваемые пункты контракта, также как и упоминаемые заявителем статья 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункты 9.4, 9.1.56 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115.
Ссылка заявителя на то, что судами не указана соотносимость оспариваемых положений контракта пункту 97 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, отклоняется как не влияющая на их императивный характер применительно к соответствующим правоотношениям.
С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А35-5776/2012 Арбитражного суда Курской области для пересмотра в порядке надзора решения от 05.09.2012, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20.02.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.Ю. Шилохвост |
Судьи |
Л.Г. Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 мая 2013 г. N ВАС-5210/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А35-5776/2012
Истец: Заместитель военного прокурора Западного военного округа, Заместитель военного прокурора Западного военного округа в интересах МО РФ, Министерство обороны Российской Федерации
Ответчик: ОАО "РЭУ", ООО "ГазСпецРесурс"
Третье лицо: Войсковая часть 32406, Войсковая часть 35535, Войсковая часть 75079, ДОУ Детский сад "Родничок", Министерство обороны РФ, ФГУ "1586 Окружной военный клинический госпиталь Московского Военного Округа" МО РФ, ФГУ "Гарнизонный дом офицеров п. им. Маршала Жукова", ФГУ "Управление эксплуатации и расквартирования" МО РФ