Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 мая 2013 г. N ВАС-5718/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Борисовой Е.Е.,
Судей Медведевой А.М., Куликовой В.Б.
рассмотрела заявление Правительства Москвы о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 26.07.2012 по делу N А40-23945/12-127-225, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.02.2013 по тому же делу
по иску Правительства Москвы к некоммерческой организации "Фонд развития жилищного строительства" об определении доли, признании права собственности.
Третьи лица: Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент имущества города Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы, Некоммерческая организация "Межрайонный молодежный жилищно-строительный кооператив Северо-Западного административного округа города Москвы".
СУД УСТАНОВИЛ:
Правительство Москвы (далее - правительство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к некоммерческой организации "Фонд развития жилищного строительства" (далее - фонд) об определении доли города Москвы в объекте (здании), расположенном по адресу: г. Москва, ул. Фабрициуса, д. 22, общей площадью 16 111,8 кв. м, равной доле фонда, а именно в размере 1/2 жилых помещений (квартир) и 1/2 нежилых помещений (гаражей, учрежденческих и пр.), о выделении в натуре доли города Москвы в размере 1/2 объекта (здания), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Фабрициуса, д. 22, общей площадью 16.111,8 кв. м, и признании права собственности на долю города Москвы в объекте (здании), расположенном по адресу: г. Москва, ул. Фабрициуса, д. 22, общей площадью 16 111,8 кв. м, составляющую 1/2 жилых помещений (квартир) и 1/2 нежилых помещений (гаражей, учрежденческих и пр.).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент имущества города Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы, некоммерческая организация "Межрайонный молодежный жилищно-строительный кооператив СЗАО города Москвы".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.07.2012 в удовлетворении требования отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 13.02.2013 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке указанных судебных актов правительство просит их отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и неполное исследование обстоятельств спора.
Изучив принятые по делу судебные акты и доводы заявителя, коллегия судей приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами, на основании постановления Правительства Москвы от 18.02.1997 N 123 "О проведении в СЗАО г. Москвы эксперимента по развитию внебюджетных форм финансирования жилья" создана некоммерческая организация "Фонд развития жилищного строительства".
По договору от 04.05.2001 N М-08-503856 фонду для целей строительства предоставлен в аренду земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Фабрициуса, д. 22.
После получения фондом необходимой документации для строительства строительная площадка передана новому застройщику - открытому акционерному обществу "ФГ "Новый мир" (далее - общество "ФГ "Новый мир"), с которым Правительством Москвы был заключен инвестиционный контракт от 31.10.2001 N 172 на строительство жилого дома.
В связи с неисполнением обществом "ФГ "Новый мир" своих обязательств по инвестиционному контракту от 31.10.2001 N 172 Правительством Москвы в соответствии с постановлением от 28.12.2005 N 1039-ПП принято решение привлечь фонд и заключить с ним инвестиционный контракт.
Однако такой инвестиционный контракт между Правительством Москвы и фондом не заключался.
Ссылаясь на то, что договор аренды земельного участка содержит инвестиционные условия, позволяющие требовать выдела доли в объекте недвижимости, созданном на указанном земельном участке, правительство обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что между сторонами настоящего спора не возникло правоотношений, предметом которых являлось бы их совместная деятельность по строительству объекта недвижимого имущества. Отдельный договор, предусматривающий объединение вкладов в рамках инвестиционной деятельности, сторонами спора не заключался.
Суды установили, что строительство объекта недвижимости осуществлялось за счет привлеченных фондом денежных средств на предоставленном ему в аренду земельном участке. Фонд, осуществлявший пользование предоставленным ему в аренду земельным участком, вносил соответствующую арендную плату в соответствии с условиями договора от 04.05.2001 N М-08-503856.
Дав оценку положениям договора аренды с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", суды пришли к выводу об отсутствии в нем условий, которые указывали бы на возникновение между правительством и фондом отношений по совместной деятельности, направленной на строительство объекта недвижимости. Квалифицирующих признаков, позволяющих констатировать наличие в договоре аренды отдельных элементов договора о совместной деятельности, суды при рассмотрении настоящего спора также не выявили.
Посчитав, что из установленных по дел обстоятельств не следует, что у правительства возникло право требовать выдела доли в объекте недвижимого имущества, суды сочли заявленное требование не подлежащим удовлетворению.
Доводы заявителя по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств спора, поэтому не могут быть приняты во внимание при решении вопроса о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А40-23945/12-127-225 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 26.07.2012, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.02.2013 отказать.
Председательствующий судья |
Е.Е. Борисова |
Судьи |
А.М. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 мая 2013 г. N ВАС-5718/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-23945/2012
Истец: Правительство города Москвы, Правительство Москвы
Ответчик: НО "Фонд развития жилищного строительства"
Третье лицо: Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы, Департамент имущества города Москвы, НО "Межрайонный молодежный жилищно-строительный кооператив СЗАО г. Москвы"