Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июня 2013 г. N ВАС-7237/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи В.В.Попова, судей Ю.В.Гросула, Г.Д.Пауля рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Проектинвест" (г.Барнаул) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Алтайского края от 31.05.2012 по делу N А03-3940/2012, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.01.2013 по тому же делу, принятых по иску главного управления имущественных отношений Алтайского края (г.Барнаул, далее - управление) к обществу с ограниченной ответственностью "Проектинвест" (г.Барнаул, далее - общество) о признании недействительным договора аренды земельного участка от 09.02.2007 N 53 и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания ответчика возвратить управлению земельный участок с кадастровым номером 22:61:042111:21, площадью 3376,0 кв.м. (0,3376 га), расположенный по адресу: г.Барнаул, р.п.Южный, ул.Мусоргского, 34а (далее - земельный участок), в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу свободным от движимых и недвижимых вещей.
Суд установил:
решением Арбитражного суда Алтайского края от 31.05.2012 иск удовлетворен.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 22.01.2013 судебные акты оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора, общество указывает на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2 статьи 30.1, статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), абзацем 3 пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), и исходили из того, что земельный участок не мог быть предоставлен в аренду для жилищного строительства без проведения аукциона, в связи с чем является ничтожной сделкой как несоответствующей требованиям закона.
Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесен ряд изменений, в том числе изложен в новой редакции пункт 15 статьи 3 Вводного закона, в соответствии с которым до 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий: соглашение заключено с таким лицом до 30.12.2004; соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью (абзацы 1 - 3).
До 01.03.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. В случае, если в соответствии с Земельным кодексом частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона (абзацы 4 и 5).
Таким образом, предоставление земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов после 01.10.2005 (даты вступления в силу статьи 30.1 Земельного кодекса) возможно до 01.03.2007, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято до 01.10.2005 либо до 30.12.2007 при наличии соглашения, заключенного до 30.12.2004.
Судами установлено, что земельный участок не мог быть предоставлен обществу в аренду для жилищного строительства без проведения аукциона, поскольку строительство снежного городка -устройство временных (нестационарных) сооружений, не могут быть отнесены к объектам социальной инфраструктуры, а очистка территории не относится к числу условий, с которыми закон связывает возможность предоставления земельного участка без торгов.
Доводы общества по существу направлены на переоценку выводов судов о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах, и не являются основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра принятых по нему судебных актов в порядке надзора.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов в порядке надзора, при рассмотрении обжалуемых судебных актов не установлено.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А03-3940/2012 Арбитражного суда Алтайского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Алтайского края от 31.05.2012, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.01.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
В.В. Попов |
Судьи |
Ю.В. Гросул |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июня 2013 г. N ВАС-7237/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А03-3940/2012
Истец: Главное управление имущественных отношений Алтайского края
Ответчик: ООО "Проектинвест"