Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 апреля 2013 г. N ВАС-12848/12
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Слесарева В.Л.;
членов Президиума: Абсалямова А.В., Амосова С.М., Гвоздилиной О.Ю., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Пановой И.В., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Федеральной службы по тарифам о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2011 по делу N А40-92104/11-72-587, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.06.2012 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители заявителя - Федеральной службы по тарифам - Бедняков Д.И., Мецаев Б.К., Степаненко И.Г.
Заслушав и обсудив доклад судьи Гвоздилиной О.Ю., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Системы жизнеобеспечения" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по тарифам (далее - ФСТ России, тарифная служба) о признании недействительными приказов ФСТ России от 04.05.2011 N 187-э "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии" в части включения общества в приложение к указанному приказу под регистрационным номером 50.1.123 и от 04.05.2011 N 188-э "О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" в части включения общества в приложение к указанному приказу под регистрационным номером 50.1.123.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 20.06.2012 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов ФСТ России просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующего в деле лица, Президиум считает, что заявление тарифной службы подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, в ФСТ России поступило письмо Топливно-энергетического комитета Московской области (далее - комитет) от 09.08.2010 N 08-3/3900 с информацией об осуществлении хозяйствующими субъектами, в том числе обществом, регулируемых видов деятельности. Из приложения к указанному письму следует, что распоряжением комитета от 25.12.2009 N 38-Р утверждено решение правления комитета, установившего с 01.01.2010 тарифы на передачу электрической энергии (в том числе обществу).
ФСТ России направила обществу запрос на представление документов в целях рассмотрения вопроса о включении организации в Реестр субъектов естественных монополий. Общество представило документы.
В соответствии с договором аренды от 20.11.1997 N 1/97 (далее - договор аренды) администрацией города Звенигорода обществу переданы во временное владение и пользование здания, сооружения и оборудование электрических и тепловых сетей. Согласно акту приема-передачи имущества в аренду от 20.11.1997, являющемуся приложением к договору аренды, общество приняло имущество балансовой стоимостью 50 991 647 520 рублей (перечень на тридцати одном листе), в том числе объекты электросетевого хозяйства (воздушные линии, кабельные линии, силовые трансформаторы, подстанции и т.д.).
Руководствуясь Порядком рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и перечнем таких документов, утвержденными приказом ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э, (далее - Порядок N 481-э) в целях проведения работы по введению государственного регулирования деятельности и включению организаций в Реестр субъектов естественных монополий тарифная служба приняла решение об открытии в отношении общества дела о введении регулирования деятельности.
По результатам проведенного анализа деятельности общества ФСТ России пришла к выводу, что оно осуществляет деятельность по передаче электрической энергии, подлежащую государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
ФСТ России были приняты решения о введении государственного регулирования деятельности общества и о включении его в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, отраженные в приказах ФСТ России от 04.05.2011 N 187-э и N 188-э соответственно.
Общество было извещено о принятых решениях уведомлением о введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии от 13.05.2011 N 4-2039 и уведомлением о включении в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль от 13.05.2011 N 4-2038.
Полагая, что приказы тарифной службы являются незаконными, общество обратилось в ФСТ России письмом от 31.05.2011 N 271, в котором просило о пересмотре ее решения в части введения в отношении общества государственного регулирования деятельности в сфере услуг по передаче электрической энергии, а также в арбитражный суд.
ФСТ России в связи с названным письмом направила дополнительный запрос в Министерство экономики Московской области (далее - министерство), в ответ на который получила информацию о наличии у общества электросетевого хозяйства по договору аренды и об установлении обществу тарифов на передачу электрической энергии с 01.05.2011.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суды исходили из того, что оно владеет исключительно распределительными электрическими сетями, осуществляя деятельность по распределению электрической энергии, и не владеет передающими сетями. В связи с этим у общества нет возможности осуществлять деятельность по передаче электрической энергии.
Суды также сослались на решение Арбитражного суда Московской области от 03.06.2010 по делу N А41-36533/09, указав, что этим судебным актом установлено отсутствие у общества возможности осуществлять деятельность по передаче электрической энергии.
Исходя из изложенного, суды пришли к выводу о недоказанности тарифной службой соответствия деятельности общества требованиям пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях).
Доводы ФСТ России о правомерности введения государственного регулирования деятельности в сфере услуг по передаче электрической энергии со ссылкой на письмо министерства от 30.08.2011 N 18 исх./26-7363, согласно которому общество имеет на балансе основные средства, предназначенные для регулируемого вида деятельности, были отклонены судом апелляционной инстанции в связи с тем, что по договору аренды и другим документам основные средства не находятся на балансе общества, а принадлежат на праве аренды.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 10 Закона о естественных монополиях органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль, а также принимают решения по всем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также применения предусмотренных настоящим Федеральным законом методов регулирования.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по тарифам (далее - Положение N 332), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Подпунктом 5.3.2 Положения N 332 закреплено полномочие тарифной службы по формированию и ведению реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов).
Из пункта 40 Административного регламента исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль (далее - Административный регламент), утвержденного приказом ФСТ России от 30.08.2010 N 417-э, следует, что ведение Реестра осуществляется путем внесения в единую информационную базу данных сведений о хозяйствующих субъектах и их деятельности, изменения этих сведений, исключения сведений о хозяйствующих субъектах из базы данных при прекращении осуществления ими видов деятельности в сферах, указанных в части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.
В соответствии с названной нормой Закона о естественных монополиях услуги по передаче электрической энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.
Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (статья 3 Закона о естественных монополиях).
ФСТ России получила от комитета перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемую деятельность в условиях естественной монополии на территории Московской области, в который было включено общество (деятельность по передаче электрической энергии).
В целях проведения работы по введению государственного регулирования деятельности и включению организаций в Реестр естественных монополий тарифный орган направил организациям, оказывающим услуги по передаче электрической энергии, в том числе обществу, запросы о представлении документов, необходимых для включения в Реестр; соответствующие материалы были представлены.
С учетом распоряжения комитета от 25.12.2009 N 38-Р, других документов комитета и общества, в соответствии с Административным регламентом и Порядком N 481-э ФСТ России открыла дело о введении государственного регулирования в отношении общества и провела соответствующий анализ.
По результатам проведенного анализа было установлено, что общество осуществляет деятельность по передаче электрической энергии, подлежащую государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, в связи с чем тарифной службой было принято решение, отраженное в оспариваемых приказах ФСТ России, о введении государственного регулирования деятельности общества и о включении организации в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе согласно Закону о естественных монополиях, Положению N 332, Административному регламенту, Порядку N 481-э.
Суды, признавая указанные приказы недействительными, необоснованно отклонили доводы тарифной службы о том, что переданные по договору аренды объекты электросетевого хозяйства предназначены для передачи электроэнергии.
По договору аренды администрацией города Звенигорода обществу во временное владение и пользование переданы здания, сооружения и оборудование электрических и тепловых сетей, в том числе подстанции, силовые трансформаторы, линии электропередач (воздушные и кабельные) и другие объекты электросетевого хозяйства. Наличие данных объектов электросетевого хозяйства на праве аренды обществом не оспаривалось.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Пунктом 1 статьи 5 Закона об электроэнергетике определено, что технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.
В статье 3 Закона об электроэнергетике указано, что территориальная сетевая организация является коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила недискриминационного доступа), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, устанавливает, что территориальной распределительной сетью является комплекс не входящих в состав единой национальной (общероссийской) электрической сети линий электропередачи и оборудования, используемых для предоставления услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 68.1 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, к услугам, которые оказываются субъектами естественных монополий в сфере передачи электрической и тепловой энергии, цены (тарифы) на которые регулируются государством, относятся услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям с учетом сетей, переданных в установленном порядке в аренду территориальным сетевым организациям.
Из анализа указанных норм следует, что передача электроэнергии осуществляется по распределительным сетям.
Выводы судов о наличии у общества только распределительных, а не передающих сетей, а также об отсутствии оснований его включения в Реестр субъектов естественных монополий основаны на неверном толковании приведенных норм законодательства об электроэнергетике и естественных монополиях.
Ссылки судов на ГОСТ 24291-90, утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403, обосновывающие отнесение сетей общества к распределительным, а не к передающим, а также невозможность ведения деятельности по передаче электроэнергии ввиду отсутствия у общества передающих сетей, являются неправомерными. Указанный ГОСТ применен без учета его содержания в полном объеме и без учета ГОСТ 19431-84 (утвержден постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029), между тем на совместное применение названных стандартов прямо указано в преамбуле ГОСТа 24291-90.
Ссылки судов на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), принятый приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст, в подтверждение вывода о невозможности осуществления передачи электроэнергии несостоятельны, так как в письме Федеральной службы государственной статистики от 15.12.2008 N 132 (с приложениями) содержится информация об осуществлении обществом таких видов деятельности, как распределение электроэнергии (код 40.10.3) и передача электроэнергии (код 40.10.2).
Таким образом, суды неверно определили функциональное назначение имеющихся у общества на праве аренды объектов электросетевого хозяйства.
Также судами необоснованно отклонен довод ФСТ России со ссылкой на письмо министерства от 30.08.2011 N 18 исх./26-7363 об установлении обществу тарифа на передачу электрической энергии в 2011 году и о наличии у общества объектов электросетевого хозяйства для передачи электроэнергии.
Судами не учтено, что в соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, устанавливаются Федеральной службой по тарифам дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения на долгосрочный период или на очередной год, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В рамках полномочий, предоставленных комитету как органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, распоряжениями от 25.12.2009 N 38-Р и от 12.05.2011 N 20-Р он установил для общества тарифы на передачу электрической энергии на 2010-2011 годы. Сведений об обжаловании обществом этих распоряжений не имеется.
Кроме того, в письме от 30.08.2011 N 18 исх./26-7363 министерство сообщило тарифной службе о совмещении обществом деятельности по сбыту и по передаче электрической энергии, на что законодательством об электроэнергетике установлен запрет.
Выводы судов о том, что у общества отсутствуют основные средства для осуществления регулируемого вида деятельности, поскольку электрические сети не собственные, а принадлежат ему на праве аренды, являются неправомерными.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа под сетевыми организациями понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии.
Следовательно, законодательство об электроэнергетике не ставит возможность оказания услуг по передаче электрической энергии в зависимость от оснований владения объектами электросетевого хозяйства.
Кроме того, при принятии оспариваемых судебных актов суды апелляционной и кассационной инстанций неправомерно сослались на решение Арбитражного суда Московской области от 03.06.2010 по делу N А41-36533/2009 по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве к обществу, с указанием, что данным судебным актом установлена невозможность осуществления обществом деятельности по передаче электрической энергии. В том деле участвовали другие лица и рассматривались правоотношения, относящиеся к другому временному периоду, и суд отказал в удовлетворении исковых требований антимонопольного органа о понуждении общества прекратить совмещение деятельности по передаче электроэнергии с деятельностью по купле-продаже электроэнергии ввиду непредставления антимонопольным органом всех необходимых доказательств. Следовательно, судебный акт по делу N А41-36533/2009 не может являться основанием для признания оспариваемых в настоящем деле приказов незаконными.
Указание судом первой инстанции на невозможность рассмотрения письма ФСТ России от 16.12.2010 N 4-3137 в качестве доказательства уведомления общества о рассмотрении в отношении него вопроса о включении в Реестр субъектов естественных монополий в сфере передачи электрической энергии не может быть признано обоснованным, поскольку в этом письме имеются ссылки на пункты 20 и 21 Административного регламента, в соответствии с которыми был направлен запрос обществу, и сообщено о цели истребования документов - это рассмотрение вопроса о включении организации в Реестр субъектов естественных монополий.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2011 по делу N А40-92104/11-72-587, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2012 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.06.2012 по тому же делу отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Системы жизнеобеспечения" о признании недействительными приказов Федеральной службы по тарифам от 04.05.2011 N 187-э "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии" в части включения общества в приложение к указанному приказу под регистрационным номером 50.1.123 и от 04.05.2011 N 188-э "О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" в части включения общества в приложение к указанному приказу под регистрационным номером 50.1.123 отказать.
Председательствующий |
В.Л. Слесарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общество оспаривает приказы ФСТ России, в соответствии с которыми введено госрегулирование его деятельности и он был включен в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.
Суды удовлетворили заявленные требования. Сделан вывод, что у общества нет возможности осуществлять подлежащую госрегулированию деятельность по передаче электроэнергии.
При этом отклонен довод ФСТ России о наличии у общества электросетевого хозяйства по договору аренды в связи с тем, что основные средства не находятся на балансе общества.
Президиум ВАС РФ посчитал, что суды не учли следующее.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что общество владеет только распределительными, а не передающими электросетями.
Однако в соответствии с законодательством об электроэнергетике передача электроэнергии осуществляется по распределительным сетям.
Материалами дела подтверждается, что общество осуществляет распределение электроэнергии и ее передачу.
Таким образом, суды неверно определили функциональное назначение имеющихся у общества объектов электросетевого хозяйства.
Также судами необоснованно отклонен довод ФСТ России, что у общества отсутствуют основные средства для осуществления регулируемого вида деятельности, поскольку электросети не собственные, а принадлежат ему на праве аренды.
Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии под сетевыми организациями понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электроэнергии.
Следовательно, законодательство об электроэнергетике не ставит возможность оказания услуг по передаче электроэнергии в зависимость от оснований владения объектами электросетевого хозяйства.
С учетом изложенного принятые по делу судебные акты отменены.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 апреля 2013 г. N ВАС-12848/12
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2013 г., N 8
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 29.06.2013
Номер дела в первой инстанции: А40-92104/2011
Истец: ООО "Система жизнеобеспечения", ООО "Системы жизнеобеспечения"
Ответчик: Федеральная служба по тарифам
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 12848/12
31.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12848/12
26.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12848/12
16.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12848/12
20.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12848/12
20.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-5385/12
20.03.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3082/12
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 12848/12
31.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12848/12
26.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12848/12
16.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12848/12
20.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12848/12
20.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-5385/12
20.03.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3082/12