Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июля 2013 г. N ВАС-8700/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Бондаренко С.П., судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Сафьян", г. Рязань от 27.05.2013 N 01/434 о пересмотр в порядке надзора решения Арбитражного суда Рязанской области от 12.07.2012 по делу N А54-2193/2012, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 04.03.2013 по тому же делу
по иску открытого акционерного общества "Сафьян" (далее - ООО "Сафьян") к открытому акционерному обществу "Рязаньгоргаз" (далее - ОАО "Рязаньгоргаз") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора транспортировки газа от 17.11.2011 N 17-4-6691/11Т, и изложении абзаца 2 пункта 5.1 договора в следующей редакции: "Тарифы на услуги по транспортировке газа, утвержденные приказами ФСТ России от 09.11.2010 N 285-э/7, от 09.12.2011 N 340-э/9 для ГРО, не подлежат применению по настоящему договору. Тариф на услуги по транспортировке газа, подлежащий применению по настоящему договору, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с пунктом 15 Методических указаний по регулированию тарифов на оказание услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом ФСТ России 15.12.2009 N 411-э/7" (с учетом уточнений искового требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
СУД УСТАНОВИЛ:
оспариваемыми судебными актами возникшие при заключении договора разногласия урегулированы в редакции ответчика: "тариф на услуги по транспортировке газа, подлежащий применению по настоящему договору, подлежит утверждению федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). В зависимости от объемов потребления газа размер тарифа на транспортировку устанавливается дифференцированно по группам конечных потребителей".
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора ООО "Сафьян" указывает на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель считает, что применение ответчиком тарифов по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО "Рязаньгоргаз" дифференцированно по группам потребителей, установленных приказами ФСТ России от 09.11.2010 N 285-э/7, и от 09.12.2011 N 340-э/9, которые действуют с 01.01.2011 и с 01.07.2012 соответственно необоснованно, поскольку при их расчете не учтено приобретение ответчиком газопровода высокого давления.
Заявитель также указывает на необоснованное неприменение судами положений пункта 15 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 15.12.2009 N 411-э/7 (далее - Методические указания).
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 304 названного Кодекса.
Изучив материалы надзорного производства, проверив обоснованность изложенных заявителем доводов, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов и установлено судами, по договору купли-продажи недвижимости от 26.09.2011 N 55/1-09/11 ЗАО "ГазЛизингТэк" приобрело газопровод высокого давления (ул. Прижелезнодорожная, 9, г. Рязань), к которому подключены объекты ОАО "Сафьян".
ЗАО "ГазЛизингТэк" передало этот газопровод ОАО "Рязаньгоргаз" в лизинг по акту приема-передачи от 11.11.2011 в рамках договора об оказании услуг по финансовой аренде (лизингу) от 26.09.2011, заключенного между названными сторонами.
С 11.11.2011 услуги по транспортировке газа по данному газопроводу покупателям, подключенным к нему, осуществляет ответчик.
ОАО "Рязаньгоргаз" 17.11.2011 в адрес истца направлен проект договора транспортировки газа N 17-4-6691/11Т, по условиями которого газораспределительная организация принимает на себя обязательство с 11.11.2011 по 31.11.2011 оказывать услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, находящимся в ведении ГРО, во исполнение договора поставки газа от 17.11.2011 N 17-4-6691/11, заключенного между ООО "Газпром межрегионгаз Рязань" (поставщик) и ОАО "Сафьян" (покупателем), от ГРС Трансгаза до границы раздела газораспределительных сетей ГРО с газораспределительными сетями, принадлежащими покупателю или иному третьему лицу на правах собственности или на иных законных основаниях, через которые покупатель производит отбор газа в рамках договора поставки в объемах, указанных в пункте 2.2 настоящего договора, а покупатель обязуется оплачивать вышеуказанные услуги в соответствии с условиями договора.
Пунктом 5.1 договора установлено: "Цена услуг по транспортировке газа формируется из тарифа на услуги по транспортировке газа и специальной надбавки к тарифу на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенной для финансирования программ газификации.
Тариф на услуги по транспортировке газа, подлежащий применению по настоящему договору, подлежит утверждению федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). В зависимости от объемов потребления газа размер тарифа на транспортировку устанавливается дифференцированно по группам конечных потребителей.
Специальная надбавка к тарифу на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенная для финансирования программ газификации, подлежащая применению по настоящему договору, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Рязанской области).
Отнесение покупателя к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку газа, осуществляется исходя из годового договорного объема транспортировки по каждому газопотребляющему объекту покупателя по всем договорам, предусматривающим оказание услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям, находящимся в ведении ГРО".
Покупатель 15.12.2011 направил ОАО "Рязаньгоргаз" протокол разногласий к договору транспортировки газа N 17-4-6691/11Т, в котором предложил внести изменения в абзац 2 пункта 5.1 договора, изложив его в следующей редакции: "тариф на услуги по транспортировке газа, подлежащий применению по настоящему договору, составляет 8,83 рублей /тыс. куб. м".
В связи с отказом ГРО заключить договор транспортировки газа на предложенных покупателем в протоколе разногласий условиях ОАО "Сафьян" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
При обращении истца в суд за урегулированием разногласий по договору транспортировки газа отбор газа не прекращался.
Как установили суды, суть спора сводится к несогласию истца с применением тарифа на услуги по транспортировке газа, который, по его мнению, рассчитан без учета приобретения истцом газопровода, к которому подключен истец.
Доводы заявителя сводятся к экономической необоснованности, по его мнению, тарифа на услуги по транспортировке газа, утвержденного Приказом ФСТ России, и примененного ответчиком, без учета вновь приобретенного ответчиком газопровода высокого давления, ранее не состоявшего в структуре газораспределительного комплекса ОАО "Рязаньгоргаз".
Отказывая в удовлетворении иска, и принимая спорный пункт договора в редакции ответчика, суды исходили из следующего.
В силу статей 21, 23 Федерального закона Российской Федерации от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" тарифы на услуги по транспортировке газа и тарифы на услуги газораспределительных организаций подлежат государственному регулированию, следовательно, не зависят от воли сторон договора поставки и транспортировки газа.
Пункт 29 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают обязательность распространения установленных тарифов и механизма их применения на все договоры.
Методика регулирования тарифов утверждена приказом ФСТ России от 15.12.2009 N 411-э/7 (далее - Методические указания).
Приказами ФСТ России от 09.11.2010 N 285-э/7 и от 09.12.2011 N 340-э/9 утверждены дифференцированно по группам потребителей тарифы по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО "Рязаньгоргаз", которые действуют с 01.01.2011 и с 01.07.2012 соответственно.
Ответчик, как газораспределительная организация, обязан применять указанные тарифы при оказании услуг по транспортировке газа.
Иных тарифов в момент направления проекта договора от 17.11.2011 N 17-4-6691/11Т не установлено.
С учетом изложенного у ответчика не имелось правовых оснований для включения в договор условий, определяющих иной порядок установления его цены.
Согласно пункту 2.2 договора поставки газа годовой объем поставки газа ОАО "Сафьян" составляет 13 618 тыс. куб. м., следовательно, при оказании услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО "Рязаньгоргаз" подлежит применению тариф, утвержденный ФСТ России для потребителей с объемом потребления газа от 10 до 100 млн. куб. м./год.
Методическим указаниями предусмотрена обязанность ГРО информировать ФСТ России в случае, если ГРО, к распределительным сетям которых подключаются новые конечные потребители, вследствие чего общий договорный объем транспортировки газа по газораспределительным сетям данной ГРО и расчетный размер выручки по регулируемому виду деятельности увеличиваются соответственно более чем на 20% и 0% относительно показателей, учтенных при расчете тарифов.
Как установили суды, приобретение ОАО "Рязаньгоргаз" газопровода высокого давления от ГРС-3 г. Рязани до точки подключения сетей конечного потребителя ОАО "Сафьян" не привело к изменению показателей финансово-хозяйственной деятельности общества в размерах, предусмотренных Методическим указаниями, и следовательно, обязанности ГРО информировать об этом регулирующий орган и инициировать вопрос о пересмотре действующих тарифов на услуги по транспортировке газа.
Довод заявителя о необходимости применения при установлении тарифа пункта 15 Методических указаний правомерно отклонен судами как основанный на неправильном толковании названной нормы.
Как справедливо отметили суды, указанный заявителем пункт 15 Методических указаний предусматривает случай структурных преобразований ГРО. В данном случае реорганизация ОАО "Рязаньгоргаз" не осуществлялась. Газопровод высокого давления был приобретен ГРО на основании договора лизинга.
Кроме того, суды установили, указанный газопровод не может считаться технологически обособленной системой газоснабжении, поскольку технологически связан с системой объектов газораспределения, находившихся у ОАО "Рязаньгоргаз" в собственности или на иных законных основаниях до момента приобретения в лизинг рассматриваемого участка сетей.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А54-2193/2012 Арбитражного суда Рязанской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 12.07.2012, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 04.03.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
С.П. Бондаренко |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июля 2013 г. N ВАС-8700/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А54-2193/2012
Истец: открытое акционерное общество "Сафьян"
Ответчик: ОАО "Рязаньгоргаз"