Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июля 2013 г. N ВАС-6002/13
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М. Козырь, судей Г.Д. Пауля, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о пересмотре в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.01.2013 по делу Арбитражного суда города Москвы N А40-66486/12-120-629 по заявлению закрытого акционерного общества "Центральные экспериментальные сварочные мастерские" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании незаконным решения, обязании выдать кадастровый паспорт, и исключить сведения из кадастрового паспорта.
Третье лицо: Департамент земельных ресурсов города Москвы (далее - департамент).
СУД УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Центральные экспериментальные сварочные мастерские" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - учреждение) от 28.02.2012 N 77/601/12-2865 об отказе в выдаче кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003053:55, обязании выдать в месячный срок кадастровый паспорт на указанный земельный участок; исключить из графы 16 "Особые отметки" кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55 запись о том, что "координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной и требуют уточнения при проведении кадастровых работ", а также сведения о пересечении границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55 с земельными участками с кадастровыми номерами 77:01:0003061:18 и 77:01:0003053:75.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.08.2012 отказано в удовлетворении заявленных требований полностью. При этом суд исходил из того, что оспариваемый отказ соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы общества и выбранный способ защиты не приведет к восстановлению нарушенного права.
Суд апелляционной инстанции произвел замену заявителя - открытого акционерного общества "Центральные экспериментальные сварочные мастерские" на закрытое акционерное общество "Центральные экспериментальные сварочные мастерские" (далее - общество).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 решение суда первой инстанции изменено. Признано незаконным решение учреждения от 28.02.2012 N 77/601/12-2865, на учреждение возложена обязанность выдать в месячный срок обществу кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003053:55. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 28.01.2013 изменил постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требований. Удовлетворил требования общества в части обязания исключить из графы 16 "Особые отметки" кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55 запись о том, что "координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной и требуют уточнения при проведении кадастровых работ", а также сведения о пересечении границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55 с земельными участками с кадастровыми номерами 77:01:0003061:18 и 77:01:0003053:75. В остальной части постановление от 22.11.2012 оставил в силе.
Не согласившись с постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, учреждение обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора. Учреждение указывает на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права. По мнению учреждения, отказ в выдаче кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003053:55 законен, а исключение оспариваемых записей может быть осуществлено только при устранении существующего пересечения границ в установленном законодательством порядке, а не в рамках настоящего дела. Указанные действия могут повлиять на местоположение границ земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003061:18 и 77:01:0003053:75. При этом, собственником земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003061:18 является Российская Федерация, которая не привлечена к участию в деле.
Рассмотрев доводы учреждения, представленные документы и изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что в порядке приватизации 27.12.2004 обществу был передан спорный земельный участок, право собственности на который не было зарегистрировано. В процессе оформления права собственности на указанный объект недвижимости общество обратилось в учреждение с заявлением о выдаче кадастрового паспорта.
Решением учреждения от 28.02.2012 N 77/601/12-2865 (далее - решение) обществу отказано в выдаче кадастрового паспорта земельного участка на основании пункта 2 части 12 и части 13 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в связи с тем, что границы ранее учтенного департаментом земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55 пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003061:18, 77:01:0003053:75. В качестве возможных причин возникновения обстоятельств, послуживших основанием для принятия настоящего решения, могут являться возможные ошибки, допущенные при определении местоположения границ соответствующих земельных участков либо при формировании и передаче сведений департаментом о ранее учтенных земельных участках в составе информационного ресурса, ведение которого в период постановки на кадастровый учет спорных земельных участков осуществлялось департаментом.
Общество полагая, что решение не соответствует закону и препятствует реализации принадлежащих ему прав собственника земельного участка, обратилось с настоящим требованием в суд.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, которые приняли решение, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемые решения права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал оспариваемое решение учреждения соответствующим закону и не нарушающим права заявителя. Установив факт пересечения границ земельного участка общества со смежными земельными участками, при принятии решения по заявлению о выдаче кадастрового паспорта учреждение не обязано было устранять несоответствие в местоположении границ земельных участков.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности решения учреждения. Суд счел, что при установлении факта пересечения границ земельных участков в рамках рассмотрения заявления общества о выдаче кадастрового паспорта учреждение имело возможность устранить такое пересечение в порядке, предусмотренном частью 14 статьи 45 Закона о кадастре, однако не предприняло таких действий, поэтому обязал учреждение выдать кадастровый паспорт.
Изменяя постановление суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции о незаконности оспариваемого решения и вместе с тем пришел к выводу о том, что возложение на учреждение судом обязанности выдать обществу кадастровый паспорт земельного участка без исключения записи о пересечении границ земельного участка не обеспечивает восстановление нарушенных прав общества, как того требует часть 3 пункт 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Выдача кадастрового паспорта без устранения в установленном законом порядке выявленной кадастровой ошибки препятствует обществу в осуществлении регистрационных действий в порядке установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Между тем судами апелляционной и кассационной инстанций не учтено следующее.
В соответствии с частью 12 статьи 45 Закона о кадастре кадастровый паспорт ранее учтенного и не указанного в части 11 настоящей статьи земельного участка не выдается и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче такого паспорта в случае, если: отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка; одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем.
Частью 13 статьи 45 Закона о кадастре установлено, что в случае принятия решения об отказе в выдаче кадастрового паспорта в соответствии с частью 12 настоящей статьи орган кадастрового учета выдает вместо кадастрового паспорта соответствующего земельного участка такое решение и кадастровую выписку о данном земельном участке, содержащую имеющиеся общедоступные кадастровые сведения о данном земельном участке. Такое решение должно содержать обязательную ссылку на соответствующие положения части 12 настоящей статьи. При этом в решении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения данных обстоятельств и рекомендации по устранению этих причин. Решение об отказе в выдаче кадастрового паспорта может быть обжаловано в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, в государственном кадастре объектов недвижимости имеется информация о пересечении границ земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003053:55, 77:01:0003061:18 и 77:01:0003053:75. Орган кадастрового учета, принимая решение об отказе в выдаче кадастрового паспорта объекта недвижимости, руководствуется информацией, содержащейся в кадастре объектов недвижимости. При таких обстоятельствах у управления имелись достаточные основания для отказа в выдаче кадастрового паспорта земельного участка. Обоснованными являются выводы суда первой инстанции о том, что обжалуемое обществом решение принято в соответствии с требованиями закона, а именно содержит обязательную ссылку на соответствующие положения части 12 статьи 45 Закона о кадастре, а также в решении указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия. Оспариваемое решение принято уполномоченным лицом.
При этом выводы судов апелляционной и кассационной инстанции о том, что при принятии решения о выдаче кадастрового паспорта земельного участка учреждение было обязано предпринять действия, направленные на устранение имеющегося пересечения границ смежных земельных участков, не соответствуют действующему законодательству.
Исправление ошибок и неточностей в сведениях государственного кадастра недвижимости, которые могут быть выявлены при рассмотрении вопроса о выдаче кадастрового паспорта, осуществляется с помощью иных административных процедур и механизмов, предусмотренных статьями 20, 22, 28 и части 14 статьи 45 Закона о кадастре (уточнение границ земельных участков или исправление кадастровых ошибок), а не в рамках процедуры выдачи кадастрового паспорта. Орган кадастрового учета нельзя обязать исправить выявленные ошибки и неточности в рамках этой процедуры.
Фактически придя к выводу о наличии в сведениях государственного кадастра недвижимости кадастровой ошибки, приведшей к пересечению границ смежных земельных участков, и полагая необходимым исправить выявленную ошибку, обязав устранить оспариваемые записи в кадастровом паспорте, что будет означать изменение сведений государственного кадастра недвижимости в отношении всех трех земельных участков, суд кассационной инстанции вышел за пределы заявленных требований и принял решение, которое непосредственно затрагивает права и обязанности правообладателей смежных земельных участков, не все из которых были привлечены к участию в деле. Кроме того, по смыслу статьи 28 Закона о кадастре исправление кадастровой ошибки в судебном порядке является альтернативным способом исправления такой ошибки по отношению к административной процедуре, следовательно, оно должно подменять собой такую процедуру, а не содержать лишь указания на необходимость исправления кадастровой ошибки в установленном законом порядке.
Таким образом, судами апелляционной и кассационной инстанций неправильно применены нормы материального и процессуального права, что повлекло за собой нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
С учетом изложенного и в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело N А40-66486/12-120-629 Арбитражного суда города Москвы подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов как нарушающих единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А40-66486/12-120-629 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.01.2013 по тому же делу.
2. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы в срок до 15 августа 2013 года.
Председательствующий судья |
О.М. Козырь |
Судьи |
Г.Д. Пауль |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июля 2013 г. N ВАС-6002/13
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-66486/2012
Истец: ОАО "Центральные эксперементальные сварочные мастерские", ОАО "Центральные экспериментальные сварочные мастерские"
Ответчик: ФГБУ "ФКП "Росреестра"
Третье лицо: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16841/14
11.03.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-66486/12
03.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6002/13
16.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6002/13
30.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6002/13
28.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-15962/12
22.11.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30176/12
07.08.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-66486/12