Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 июля 2013 г. N ВАС-9000/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Куликовой В.Б., судей Борисовой Е.Е., Медведевой А.М. рассмотрела в судебном заседании заявление Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара о пересмотре в порядке надзора постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 по делу N А55-5565/2011 Арбитражного суда Самарской области и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.04.2013 по тому же делу по иску Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара (далее - Департамент) к ответчикам - Муниципальному предприятию городского округа Самара "Дворец торжеств", г. Самара (далее - муниципальное предприятие), обществу с ограниченной ответственностью "Строй-Инвест", г. Самара (далее - общество) о признании недействительным (ничтожным) заключённого между муниципальным предприятием и обществом договора от 30.07.2010 N 1 купли-продажи нежилого здания (закрытого плавательного бассейна) площадью 1557,80 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Фасадная, д. 1а, являвшегося муниципальной собственностью городского округа Самара, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата: муниципальному предприятию - указанного здания, а обществу - денежных средств, уплаченных им за указанное имущество в сумме 2 800 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Оценочная компания "ОЦЕНКА ПЛЮС", Управление Росреестра по Самарской области, Глава городского округа Самара, Администрация городского округа Самара, Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 09.07.2012 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 решение суда от 09.07.2012 (с учётом определения суда от 31.07.2012 об исправлении опечатки) отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 02.04.2013 оставил без изменения постановление апелляционного суда от 11.12.2012.
Обжалуя постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, Департамент (далее - заявитель) просит их в порядке надзора отменить, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм материального права. Заявитель не согласен с выводами названных судов, приводит доводы, считает спорную сделку ничтожной, указывая на неправильное применение и нарушение судами положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции").
Изучив принятые по делу судебные акты и доводы заявителя, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к заключению о том, что дело не подлежит передаче на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьёй 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При рассмотрении дела апелляционным судом установлено, что муниципальному предприятию на зарегистрированном праве хозяйственного ведения принадлежало здание закрытого плавательного бассейна, расположенное по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Фасадная, д. 1а.
Общество 02.04.2010 обратилось к муниципальному предприятию с просьбой рассмотреть вопрос о продаже ему этого объекта.
Письмом от 05.04.2010 исх. N 01/01-72 муниципальное предприятие обратилось к Департаменту (уполномоченному органу муниципального образования городской округ Самара) за получением согласия на продажу нежилого здания, расположенного по указанному адресу, приложив к этому письму соответствующие документы.
В ответ на данное обращение Департамент письмом от 07.04.2010 сообщил муниципальному предприятию, что не возражает против совершения им крупной сделки, направленной на реализацию названного объекта недвижимого имущества.
Между муниципальным предприятием (продавцом) и обществом (покупателем) был заключён договор от 30.07.2010 N 1 купли-продажи упомянутого выше здания.
Вступившим в законную силу судебным актом, принятым по другому делу N А55-27126/2010, было признано незаконным решение Управление Росреестра по Самарской области об отказе в государственной регистрации права собственности общества на приобретённое им указанное здание.
В процессе рассмотрения настоящего дела по иску Департамента о признании спорной сделки ничтожной и о применении последствий недействительности такой сделки суд апелляционной инстанции оценил совершённую сделку, исходя из тех оснований и законодательных норм, на которые сослался Департамент, и не признал спорную сделку недействительной (ничтожной).
Выводы судов апелляционной и кассационной инстанций о том, что совершенная сделка не противоречит законодательству, обоснованы установленными по делу обстоятельствами и названными в судебных актах нормами законодательства. Доводам Департамента о несоответствии совершённой сделки положениям статьи 15, статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" судами апелляционной и кассационной инстанций дана правовая оценка, исходя из содержания названных законодательных норм во взаимосвязи с другими законодательными нормами, и такие доводы Департамента не признаны в качестве основания для признания спорной сделки ничтожной. При этом судами не признано то, что муниципальное предприятие относится к органам и организациям, названным в части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции". Указанное в части 1 статьи 17.1 этого Федерального закона положение о заключении договоров только по результатам проведения конкурсов и аукционов предусмотрено в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Анализ доводов Департамента показал, что в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 304 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А55-5565/2011 Арбитражного суда Самарской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.04.2013, принятых по указанному делу, отказать.
Председательствующий судья |
В.Б. Куликова |
Судьи |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 июля 2013 г. N ВАС-9000/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А55-5565/2011
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Муниципальное предприятие городского округа Самара "Дворец торжеств", ООО "Строй-Инвест"
Третье лицо: Администрация городского округа Самары, Глава городского округа Самара, ООО "Оценочная компания "ОЦЕНКА ПЛЮС", Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области