Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирейковой Г.Г., судей Воронцовой Л.Г. и Самуйлова С.В. рассмотрела в судебном заседании заявление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 03.04.2013 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Хабаровского края от 24.08.2012, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.02.2013 по делу N А73-4977/2012 по делу Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тунгусские электрические сети" (г. Хабаровск; далее - общество) о признании пунктов 1, 2, 3 постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (г. Хабаровск; далее - комитет) от 23.12.2011 N 51/5 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества в г. Хабаровске для взаиморасчетов с открытым акционерным обществом "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (филиал "Хабаровские электрические сети") на долгосрочный период регулирования 2012-2014 годы" (далее - постановление N 51/5) и приложений N 1, 2 и 3 к нему недействительными (с учетом уточнения предмета заявления).
К участию в деле в качестве лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (далее - компания).
СУД УСТАНОВИЛ:
общество обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании не соответствующим законодательству и недействующим постановления комитета N 51/5, которым утверждены необходимая валовая выручка (далее - НВВ), долгосрочные параметры регулирования общества на долгосрочный период регулирования, а также индивидуальные тарифы для расчетов между обществом и компанией за услуги по передаче электрической энергии с 01.01.2012 по 30.06.2012, с 01.07.2012 по 31.12.2012, с 01.01.2013 по 31.12.2013 и с 01.01.2014 по 31.12.2014.
На основании определения суда от 15.06.2012 заявитель уточнил требования и просил признать пункты 1, 2, 3 постановления комитета N 51/5 и приложения N 1, 2, 3 к нему недействительными и рассмотреть дело по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленного требования общество указало, что НВВ, утвержденная ему комитетом в пункте 1 постановления N 51/5 и приложении N 1 к нему, не учитывает экономически обоснованные расходы организации. Так, фонд оплаты труда принят комитетом в размере 1 537,5 тыс. руб. вместо заявленных обществом 13 950,8 тыс. руб., а арендная плата - 2 602,8 тыс. руб. вместо заявленных 13 952,4 тыс. руб.
Решением суда первой инстанции от 24.08.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.02.2013, заявление общества удовлетворено.
Суды сделали вывод о том, что при определении фонда оплаты труда комитетом неправомерно занижена нормативная численность персонала работников, количество которых определяется с учетом пункта 2.1 части 2 Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий, утвержденных приказом Госстроя России от 03.04.2000 N 68. Кроме того, суды посчитали, что регулирующий орган в отсутствие доказательств завышения обществом расходов на аренду уменьшил в составе расходов, учитываемых в НВВ, арендную плату, перечисляемую обществу с ограниченной ответственностью "ПроектСтрой" за переданное заявителю во временное пользование имущество (трансформаторы, трансформаторные подстанции, центральный распределительный пункт и т.п.).
Суд первой инстанции обязал комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Комитет в заявлении о пересмотре в порядке надзора принятых по делу судебных актов ссылается на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм права.
Ознакомившись с заявлением комитета и изучив материалы дела N А73-4977/2012 Арбитражного суда Хабаровского края, судебная коллегия полагает, что дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи со следующим.
Как установили судебные инстанции, общество является территориальной сетевой организацией, которая с использованием ему принадлежащего и арендованного у других лиц имущества оказывает услуги по передаче электрической энергии.
Постановлением комитета N 51/5 установлен (кроме НВВ и долгосрочных параметров регулирования) индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для расчетов с "держателем котла" - компанией. Плательщиком в этой паре сетевых организаций является компания.
Комитет в заявлении ссылается на то, что постановление N 51/5 обладает признаками нормативного акта и подлежит рассмотрению в порядке, установленном главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку дело рассмотрено судом не в коллегиальном составе, комитет считает судебные акты подлежащими отмене по безусловным основаниям.
Анализ судебной практики свидетельствует о том, что дела об оспаривании решений регулирующих органов об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии рассматриваются арбитражными судами Российской Федерации в одних случаях по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из нормативного характера таких решений (приказов, постановлений) регулирующих органов, в других - по правилам, предусмотренным главой 24 названного Кодекса, поскольку суды относят их к ненормативным правовым актам.
Понятию "нормативный правовой акт" дано толкование в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (далее - Постановление N 48), в пункте 9 которого определено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются следующие:
- издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом,
- наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Независимо от наименования оспариваемого акта (за исключением акта, принятого в форме закона) необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.
В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 23 АПК РФ (пункт 10 Постановления N 48).
Правила утверждения индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии предусмотрены законодательством, регламентирующим правоотношения в сфере электроэнергетики и оказания услуг, связанных с процессом электроснабжения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые иными территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала. Такие организации обязаны обеспечить достижение показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования деятельности таких организаций подлежат корректировке при недостижении показателей надежности и качества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Переход к регулированию цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые такими организациями, в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций осуществляется с 1 января 2011 года. Правительство Российской Федерации вправе определить перечень организаций, субъектов Российской Федерации, в которых применяются иные методы регулирования.
В силу пункта 4 статьи 23.1 названного Закона государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат в числе прочих цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Согласно пункту 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям определяются путем деления НВВ организаций, оказывающих данные услуги (в том числе с привлечением других организаций), на суммарную присоединенную (заявленную) мощность потребителей услуг в расчетном периоде регулирования и дифференцируются по уровням напряжения и иным критериям, установленным законодательством Российской Федерации, в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ).
Из пункта 14 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, утвержденных приказом ФСТ от 29.07.2010 N 174-э/8, следует, что НВВ регулируемой организации при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, определенная в соответствии с Методическими указаниями, принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также индивидуальных тарифов для взаиморасчета между парой регулируемых организаций.
Пунктом 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), предусмотрено, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с разделом III названных Правил договору (то есть расчеты между парой смежных сетевых организаций) осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать НВВ данной организации.
Во исполнение требований пункта 42 Правил приказом ФСТ от 31.07.2007 N 138-э/6 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 20.08.2007, регистрационный N 10030) утверждены изменения и дополнения в Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (приказ ФСТ об их утверждении от 06.08.2004 N 20-э/2; далее - Методические указания), которыми определяется порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом. Согласно этому приказу на 2008 год и последующие годы во всех субъектах Российской Федерации должен быть рассчитан и утвержден единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии. При этом в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее НВВ необходимо обеспечить перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с Методическими указаниями. Все сетевые организации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны провести расчеты строго в соответствии с утвержденными Методическими указаниями.
Согласно пункту 49 (ранее пункт 54) Методических указаний расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.
Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Установление единых (котловых) тарифов, дифференцированных по уровням напряжения, и индивидуальных тарифов осуществляется на основании показателей, представленных в Таблице N П1.30.
Пунктами 50 и 51 (ранее пункт 54.1) Методических указаний определен порядок расчета единых на территории субъекта Российской Федерации (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей этих услуг (кроме сетевых организаций) независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены. Пунктом 52 (ранее пункт 54.2) Методических указаний установлен порядок расчета индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемого только для взаиморасчетов между сетевыми организациями за оказанные услуги.
Из приведенных положений судами ряда округов сделан вывод о том, что постановление регулирующего органа об утверждении индивидуальных тарифов обладает признаками нормативного правового акта, вопрос о законности которого подлежит рассмотрению в арбитражном суде в порядке, установленном главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, такие решения принимаются компетентным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах его полномочий, в порядке, предусмотренном законодательством. В нем содержатся правовые нормы (правила поведения), обязательные для сетевых организаций, НВВ которых включена в расчет единого (котлового) тарифа на услуги по передаче, применяемого в отношении неопределенного круга лиц. Постановление об утверждении индивидуального тарифа рассчитано на неоднократное применение (в течение регулируемого периода), направлено на урегулирование отношений по расчетам за услуги по передаче электрической энергии. Утверждение котлового и индивидуальных тарифов является взаимосвязанным процессом; изменение одного тарифа влияет на размер другого.
Как нормативные правовые акты оспаривались решения регулирующих органов об утверждении индивидуальных тарифов в делах, рассмотренных Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа (N А44-749/2009, А13-11988/2009, А13-7406/2011), Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа (N А46-12399/2009), Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа (N А10-3356/2011), Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа (N А17-6312/2009), Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа (N А15-555/2010).
Вместе с тем имеется судебная практика, свидетельствующая о том, что аналогичные решения регулирующих органов не признаются нормативными, а дела об их оспаривании рассматриваются в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Такой подход обусловлен тем, что хотя решение регулирующего органа об утверждении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии и представляет собой официальный документ, принятый уполномоченным органом в определенной законом форме, оно не обладает существенными признаками нормативного правового акта: им устанавливается специальная цена для взаиморасчетов между сетевыми организациями; в нем не содержится правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, направленных на урегулирование общественных отношений. Следовательно, такие решения относятся к ненормативным правовым актам индивидуального характера и влияют лишь на права и обязанности поименованных в них лиц.
При этом судами отклонялись доводы стороны о том, что признание недействительным утвержденного индивидуального тарифа повлияет на права конечных потребителей электроэнергии и повлечет уменьшение НВВ держателя котла, поскольку законность правовых актов, которым утверждены подлежащие применению единые (котловые) тарифы для расчетов потребителей за поставленную им электроэнергию, а также экономическая обоснованность таких тарифов не являются предметом спора, вытекающего из оспаривания решения об утверждении индивидуального тарифа.
Такой подход применен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в деле N Ф03-7027/2011. Как ненормативные рассмотрены аналогичные решения регулирующих органов Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в делах N А55-18956/2010, А55-8504/2010, А55-6600/2010, А55-27625/2010, А55-3342/2010, А55-10759/2010, А55-697/2011, Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа в деле N А46-5259/2010, Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа в деле N А61-46/2009.
При рассмотрении настоящего дела суды исходили из того, что постановление N 51/5 является ненормативным актом. Дело разрешено с учетом требований, установленных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Более того, суд первой инстанции обязал регулирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
В заявлении о пересмотре дела в порядке надзора комитет ссылается на невозможность исполнить решение суда, поскольку при принятии постановления комитета от 27.12.2012 N 42/49 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края" (далее - постановление N 42/49) в составе НВВ всех сетевых организаций учтена НВВ общества в размере, принятом регулирующим органом.
Нормативный акт, которым утвержден единый (котловой) тариф, не оспорен, не изменен и не отменен. Изменение постановления N 51/5 приведет к получению компанией убытков, не обеспеченных единым котловым тарифом.
Вместе с тем у комитета не имеется законных оснований для пересмотра постановления N 42/49.
В целях установления правовой определенности, единообразия в применении и толковании норм права коллегия судей полагает, что дело N А73-4977/2012 Арбитражного суда Хабаровского края подлежит передаче на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А73-4977/2012 Арбитражного суда Хабаровского края для пересмотра в порядке надзора решения от 24.08.2012, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.02.2013.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок до 26.09.2013.
Председательствующий судья |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
Л.Г. Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 августа 2013 г. N ВАС-6256/13
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А73-4977/2012
Истец: ООО "Тунгусские электрические сети", Юрченко Евгений Николаевич
Ответчик: Комитет по и тарифам Правительства Хабаровского края, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
Третье лицо: ОАО "Дальневосточная распредительная сетева компания"-филиал "Хабаровские электрические сети"
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 6256/13
26.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6256/13
06.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6256/13
13.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6256/13
26.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-8/13
13.11.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4914/12
24.08.2012 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-4977/12
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 6256/13
26.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6256/13
06.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6256/13
13.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6256/13
26.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-8/13
13.11.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4914/12
24.08.2012 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-4977/12