Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 августа 2013 г. N ВАС-11343/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М. Козырь, судей Е.М. Моисеевой, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Феррит ЛТД", г. Чита о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Забайкальского края от 03.12.2012 по делу N А78-683/2012, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.05.2013 по тому же делу по иску Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края к обществу с ограниченной ответственностью "Феррит ЛТД" о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 1 057 775,49 руб., пени в сумме 123 413,55 руб. за период с 15.09.2011 по 01.02.2012.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Забайкальского края от 03.12.2012 исковые требования Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее - департамент) удовлетворены частично. С общества с ограниченной ответственностью "Феррит ЛТД" (далее - общество) в пользу департамента взыскано 864 384 рубля 89 копеек основного долга, 48 536 рублей 60 копеек пени, всего - 912 921 рубль 49 копеек.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.05.2013 вышеназванные судебные акты оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора принятых по делу судебных актов общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм права. Заявитель полагает, что суды неправомерно применили не предусмотренную договором методику расчета арендной платы.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемого судебного акта при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, в соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются:
нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив принятые по делу судебные акты и доводы заявителя, коллегия судей не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что между Администрацией городского округа "Город Чита" и обществом заключен договор аренды земельного участка от 25.12.2007 N 804/07 сроком до 01.12.2011, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 75:32:0:0025, площадью 4 995 кв.м, местоположение которого установлено: г. Чита, Железнодорожный административный район, ул. Онискевича, 17-а. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 16.04.2009.
В силу пункта 2.3 договора размеры арендной платы могут изменяться в случаях изменения установленных централизованных ставок и в других случаях, предусмотренных нормативными актами.
Расчет арендной платы производится на основании постановления мэра города Читы от 26.12.2005 N 322 "Об утверждении положения "О порядке определения размера арендной платы за землю в муниципальном образовании городской округ "Город Чита" в новой редакции".
05.03.2011 от общества в адрес департамента поступило заявление о намерении расторгнуть договор аренды от 25.12.2007 N 804/07.
16.06.2011 на основании распоряжения департамента от 11.04.2011 N 1532/р было подготовлено соглашение о расторжении договора, в котором также указано о увеличении размера арендной платы за период с 01.12.2008 по 13.02.2011 со ссылкой на положения постановления Правительства Забайкальского края от 21.10.2008 N 49, которым утвержден Порядок определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, в том числе земельные участки, части земельных участков, находящиеся в собственности Забайкальского края, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Забайкальского края. От подписания данного соглашения общество отказалось.
Отказ арендатора от уплаты образовавшейся задолженности послужил основанием для обращения департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен, органы государственной власти и местного самоуправления вправе определять (изменять) ставки арендных платежей, которые используются при определении объема обязательств по оплате за пользование участком.
Учитывая, что регулирование арендной платы за находящиеся в публичной собственности земли осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений, суды признали применение новой методики определения размера арендной платы правомерным, а увеличение размера арендной платы не нарушающим условия договора аренды.
Расчет размера арендной платы произведен истцом в соответствии с положениями постановления Правительства Забайкальского края от 21.10.2008 N 49, исходя из кадастровой стоимости земельного участка и расчетного коэффициента в зависимости от вида разрешенного использования.
Судами дана оценка доводам общества о нарушении принципа экономической обоснованности и предсказуемости при определении размера арендной платы, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Учитывая правовую позицию, содержащуюся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/12, из которой следует, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации для земель федеральной собственности, суды установили, что взыскиваемая за спорный земельный участок арендная плата не превышает установленного данным постановлением предельного размера арендной платы (двух процентов кадастровой стоимости земельного участка) за земли, предоставленные в аренду для строительства, с предварительным согласованием места размещения объекта.
Доводы кооператива, изложенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, были предметом исследования в судах нижестоящих инстанций, им дана соответствующая правовая оценка. Оснований для иной правовой оценки указанных доводов в заявлении не приводится.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
в передаче дела N А78-683/2012 Арбитражного суда Забайкальского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Забайкальского края от 03.12.2012, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.05.2013 отказать.
Председательствующий судья |
О.М. Козырь |
Судьи |
Е.М. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 августа 2013 г. N ВАС-11343/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А78-683/2012
Истец: Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского Края
Ответчик: ООО "Феррит ЛТД", ООО "Фирма "Ферри ЛТДт"
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11343/13
08.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11343/13
16.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1868/13
03.04.2013 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1557/13
04.02.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6243/12
03.12.2012 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-683/12