Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 сентября 2013 г. N ВАС-12038/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Самуйлова С.В., судей Кирейковой Г.Г., Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление государственного бюджетного учреждение культуры города Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы" от 08.08.2013 N 11-561/13 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2013 по делу N А40-68988/2011-144-591, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.07.2013 по тому же делу по иску государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы" (далее - музей) к закрытому акционерному обществу "Профарт Девелопмент" (далее - общество) об обязании заключить договор теплоснабжения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания", Департамент имущества города Москвы.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением суда первой инстанции от 22.01.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.04.2013 и постановлением кассационного суда от 11.07.2013, в удовлетворении исковых требований отказано ввиду отсутствия законных основания для понуждения ответчика к заключению договора.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора музей просит их отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение арбитражными судами единообразия в толковании и применении норм права.
Ознакомившись с доводами заявителя, судебная коллегия не находит оснований для передачи данного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Суды установили, что в оперативном управлении музея находятся помещения второго этажа здания (площадью 361,5 кв. м.) по адресу: город Москва, улица 2-я Тверская-Ямская, дом 18. Прочие нежилые помещения этого здания находятся в собственности общества. Тепловой ввод находится в части здания, принадлежащей ответчику. Между сторонами сложились фактические правоотношения по теплоснабжению музея от теплосети общества. Музей направил в адрес общества письмо с проектом договора теплоснабжения, однако последний от его заключения отказался, что и явилось для истца поводом для обращения в суд с настоящим иском.
По общему правилу юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ), законом или добровольно принятым обязательством. Если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами, заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункт 1 статьи 421, пункт 4 статьи 445 ГК РФ).
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные шестым параграфом главы 30 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении). Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора. Закон определяет потребителя тепловой энергии как лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления. Теплоснабжающая организация определяется как организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющую на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, В законе также дано определение единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения (пункты 9, 11, 28 статьи 2, пункт 2 статьи 13, пункт 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
Из пунктов 2, 7 статьи 15 Закона о теплоснабжении следует, что лицом, обязанным заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в системе теплоснабжения, является единая теплоснабжающая организация в этой системе теплоснабжения. Для нее договор теплоснабжения публичен.
В пункте 6 статьи 17 того же закон указано, что собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Согласно Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, далее - Правила N 808) для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения и документы, содержащие, помимо прочего, сведения о месте нахождения теплопотребляющих установок и месте их подключения к системе теплоснабжения (тепловом вводе). В случае подключения теплопотребляющих установок к сетям, не принадлежащим единой теплоснабжающей организации, проверка наличия надлежащего подключения проводится уполномоченными представителями теплоснабжающей организации по согласованию с теплосетевой организацией, к сетям которой подключены теплопотребляющие установки заявителя, или с владельцем источника тепловой энергии, к которому подключены теплопотребляющие установки потребителя, с составлением акта о разграничении балансовой принадлежности. Единая теплоснабжающая организация обязана в течение 10 рабочих дней с момента получения надлежаще оформленной заявки и необходимых документов направить заявителю 2 экземпляра подписанного проекта договора (пункты 35-37, 40 Правил N 808).
Исследовав и оценив представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы, суды установили, что общество не являлось единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения, в которой находятся теплопотребляющие установки музея. Ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни каким-либо законом для общества не установлена обязанность заключения договора теплоснабжения. Добровольных обязательств по заключению такого договора общество также не принимало. При таких обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу об отсутствии основании для понуждения ответчика к заключению договора теплоснабжения в порядке пункта 4 статьи 445 ГК РФ.
Соответствующие разъяснения даны в информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14.
Вопреки доводам заявителя, статья 545 ГК РФ не является основанием для понуждения потребителя тепловой энергии к заключению договора теплоснабжения с иным потребителем. Пункт 44 Правил N 808 регулирует правоотношения в жилом доме и также не обязывает ответчика заключить договор с истцом. В то же время при наличии одного теплового ввода в жилой дом этим пунктом правил предусмотрена возможность подачи заявки о заключении договора теплоснабжения в единую теплоснабжающую организацию двумя лицами.
Доводы заявителя были изучены судами, получили надлежащую правовую оценку и не подлежат переоценке в суде надзорной инстанции в силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А40-68988/2011-144-591 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2013, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.07.2013 отказать.
Председательствующий судья |
С.В. Самуйлов |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 сентября 2013 г. N ВАС-12038/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-68988/2011
Истец: ГБУ культуры города Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы", ГУК г. Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы"
Ответчик: ЗАО "Профарт Девелопмент"
Третье лицо: Департамент имущества города Москвы, ОАО "Московская объединенная Энергетическая компания" (ОАО "МОЭК"), ОАО "МОЭК"
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8254/13
22.01.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-68988/11
15.11.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-68988/11
13.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-9972/12
01.06.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12226/12