Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 сентября 2013 г. N ВАС-10181/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Горячевой Ю.Ю., судей Никифорова С.Б., Сарбаша С.В. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Елабужский Чай" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.06.2013 по делу N А65-18119/2012 Арбитражного суда Республики Татарстан.
СУД УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" (далее - общество "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к муниципальному образованию города Елабуга Елабужского муниципального района Республики Татарстан в лице Исполнительного комитета города Елабуга Елабужского муниципального района Республики Татарстан (далее - исполнительный комитет) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности 4 348 049 рублей 83 копеек долга за счет средств казны муниципального образования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное учреждение "Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" (далее - бюджетное учреждение), Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан, муниципальное казенное учреждение "Финансово-бюджетная палата Елабужского муниципального района".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного суда от 01.02.2013, иск удовлетворен.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.02.2013 в порядке процессуального правопреемства произведена замена истца - общества "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" - на общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Елабужский Чай" (далее - общество "Елабужский Чай").
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.06.2013 решение от 31.10.2012 и постановление от 01.02.2013 отменены, в иске отказано.
В заявлении в порядке надзора, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество "Елабужский Чай" просит отменить постановление суда кассационной инстанции, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, в соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, а также нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.
Таких доводов в заявлении в порядке надзора не приведено.
Как установлено судами, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.10.2011 по делу N А65-4086/2011 с бюджетного учреждения в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания" (далее - общество "Жилищная эксплуатационная компания") взыскано 4 348 049 рублей 83 копейки задолженности.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.05.2012 по делу N А65-4086/2011 произведена процессуальная замена истца - общества "Жилищная эксплуатационная компания" - на общество "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства".
Поскольку задолженность не была погашена бюджетным учреждением и Территориальное отделение Департамента казначейства Елабужского района и города Елабуги Министерства финансов Республики Татарстан сообщило об отсутствии у него денежных средств, общество "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском к собственнику имущества бюджетного учреждения в порядке субсидиарной ответственности.
Отменяя судебные акты судов нижестоящих инстанций, суд кассационной инстанции исходил из того, на момент возникновения обязательства по оплате задолженности учреждение являлось автономным, в связи с чем ответственность по его обязательствам не может быть возложена на собственника его имущества. Последующее изменение правового положения учреждения (преобразование автономного учреждения в бюджетное учреждение) не порождает субсидиарную ответственность муниципального образования.
Доводы общества "Елабужский Чай" об обратном подлежат отклонению в связи со следующим.
Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации дополнен абзацем шестым, согласно которому собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2012 N 7463/12, положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, исключающие ответственность собственника имущества бюджетного учреждения, существенным образом меняют взаимоотношения сторон в случае нарушения договора таким учреждением по сравнению с правилами, действовавшими на момент его заключения.
Между тем общество "Жилищная эксплуатационная компания" заключило договор с автономным учреждением, осознавая, что собственник имущества такого учреждения не несет субсидиарную ответственность по его обязательствам (абзац 5 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В этой связи последующее преобразование автономного учреждения в бюджетное, собственник имущества которого в настоящее время также не может быть привлечен к субсидиарной ответственности, не поставило общество "Жилищная эксплуатационная компания" в положение худшее по сравнению с тем, которое существовало на момент заключения договора.
Более того, из содержания надзорной жалобы следует, что преобразование автономного учреждения в бюджетное состоялось после внесения в Гражданский кодекс Российской Федерации изменений, исключающих ответственность собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам учреждения.
Ссылка общества "Елабужский Чай" на судебные акты по другому делу не может быть принята во внимание, поскольку из их содержания не усматривается, что вопрос преобразования автономного учреждения в бюджетное являлся предметом рассмотрения судов.
При таких условиях коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии которых дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А65-18119/2012 Арбитражного суда Республики Татарстан в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.06.2013 отказать.
Председательствующий судья |
Ю.Ю. Горячева |
Судьи |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 сентября 2013 г. N ВАС-10181/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А65-18119/2012
Истец: ЗАО "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства", г. Елабуга, ЗАО "МПО ЖХ и благоустройства"
Ответчик: Исполнительный комитет Муниципального образования г. Елабуга Елабужского муниципального района РТ
Третье лицо: Департамент казначейсива Министрества финансов РТ, Департамент казначейства Министерства финансов РТ, Муниципальное бюджетное учреждение "Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства", г. Елабуга, Муниципальное казенное учреждение "Финансово-бюджетная палата Елабужского муниципального района", Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10181/13
02.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10181/13
25.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10181/13
17.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3473/13
01.02.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16524/12
31.10.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18119/12