Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 сентября 2009 г. N ВАС-10278/09
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2009 г.
Решение изготовлено в полном объеме 18 сентября 2009 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Завьяловой Т.В., судей Зориной М.Г. и Наумова О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Масловым А.С.,
рассмотрев в судебном заседании заявление государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Машинно-технологическая станция "Башкирская" о признании недействующим абзаца 3 пункта 3 письма Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.1992 N 57 "Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок",
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Машинно-технологическая станция "Башкирская" - Стрельский В.Б. по доверенности от 11.01.2009 N 01-1;
от Министерства финансов Российской Федерации - Ковпак С.В. по доверенности от 15.12.2008 N 01-06-08/192, Лалаев Г.Г. по доверенности от 11.09.2009 N 01-06-08/138 и Нечаев М.В. по доверенности от 15.12.2008 N 01-06-08/193,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Машинно-технологическая станция "Башкирская" (далее - предприятие, заявитель) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта 3 пункта 3 письма Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.1992 N 57 "Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок".
В судебном заседании заявитель уточнил предмет спора и просил суд признать не соответствующим положениям подпункта 5 пункта 1 статьи 254 и подпункта 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также статье 57 Конституции Российской Федерации абзац 3 пункта 3 вышеназванного письма, и не действующим в соответствующей части.
Суд, руководствуясь частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял к рассмотрению уточнение предмета заявленного требования.
Настаивая на признании не действующей оспариваемой части письма от 21.07.1992 N 57, заявитель указывает, что в абзаце 3 пункта 3 содержится положение, согласно которому в размерах компенсации работнику, использующему личный автомобильный транспорт для служебных поездок, учтено возмещение затрат по эксплуатации, включая затраты на горюче-смазочные материалы, противоречит нормам Кодекса, регулирующим вопросы налогообложения при исчислении налога на прибыль.
Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) возражало против заявленного требования, указав, что нормы компенсации для работников организаций, являющихся плательщиками налога на прибыль организаций, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".
Оспариваемое же письмо, по мнению Минфина России, было принято во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 N 414 "О нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей в служебных целях" и касается вопросов применения названных норм в бюджетных учреждениях и организациях, следовательно, не распространяется на коммерческие организации и не нарушает субъективных прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Кроме того, заинтересованное лицо заявило в судебном заседании ходатайство о прекращении производства по делу по основанию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указав, что к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отнесено рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Названными признаками, по мнению Минфина России, оспариваемое письмо не обладает.
Представитель предприятия против удовлетворения ходатайства о прекращении производства по делу возражал, полагая, что оспариваемое письмо обладает признаками нормативного правового акта, затрагивает не только права предприятия в сфере предпринимательской деятельности, но и интересы неопределенного круга лица, возлагая на них дополнительное бремя, не предусмотренное законодательством о налогах и сборах.
Выслушав представителей сторон, изучив и оценив материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.
Правительством Российской Федерации 20.06.1992 было принято постановление N 414 "О нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей в служебных целях", установившее, что предприятия и организации включают в себестоимость продукции (работ, услуг) затраты на компенсацию своим работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок в пределах соответствующих норм. Этим же постановлением (пункт 2) Министерству финансов Российской Федерации поручено установить условия выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок, а также порядок применения предельных норм, предусмотренных настоящим постановлением, в бюджетных учреждениях и организациях.
Во исполнение данного постановления Минфином России было издано письмо от 21.07.1992 N 57 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 22.07.1992 N 13), в пунктах 1 и 6 которого установлены условия выплаты указанной компенсации работникам предприятий, организаций и учреждений.
Порядок применения предельных норм компенсации в бюджетных учреждениях и организациях определен Минфином России в пунктах 7- 9 письма.
В связи с изложенным суд не может согласиться в утверждением заинтересованного лица, что абзац 3 пункта 3 письма N 57, из которого следует, что возмещение вышеназванных затрат включает в себя сумму износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт, касается только деятельности бюджетных учреждений и организаций.
Об этом же свидетельствует и тот факт, что Минфин России при разъяснении коммерческой организации отдельных положений действующего налогового законодательства (письмо от 16.11.2006 N 03-03-02/275) ссылается на данный акт в подтверждение довода о необходимости включения в состав возмещения расходов на выплату компенсации за использование работниками личных легковых автомобилей и мотоциклов, расходов на приобретение горюче-смазочных материалов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 и частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу пункта 1 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Разрешение вопроса о подведомственности арбитражному суду дела по заявлению о признании недействующим нормативного правового акта зависит от его конкретного содержания, характера правоотношений, по поводу которых возник спор, в том числе от того, затрагивает ли оспариваемый нормативный правовой акт права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из текста оспариваемого письма следует, что содержащееся в нем положение устанавливает с учетом подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса обязательные правила поведения для налогоплательщиков - предприятий, учреждений организаций при определении величины расходов, связанных с производством и реализацией при исчислении налога на прибыль.
Оспариваемое письмо не утратило силу в связи с введением в действие главы 25 Кодекса "Налог на прибыль организаций", поскольку нормы, аналогичные содержащимся ранее в подпункте "и" пункта 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства от 05.08.1992 N 552, позволявших учесть компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, установлены и в подпункте 11 пункта 1 статьи 264 Кодекса.
С учетом изложенного данный спор подведомственен Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, в связи с чем ходатайство Минфина России о прекращении производства по делу удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленного предприятием требования в силу следующего.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций, согласно статье 247 Кодекса, признается прибыль, полученная налогоплательщиком: доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Кодекс предусматривает возможность уменьшения налогоплательщиком налогооблагаемой базы как на сумму расходов по содержанию служебного транспорта, так и на расходы, возникающие у его работника в случае использования им личного транспорта для служебных целей.
Возможность такого возмещения установлена и статьей 188 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
Вместе с тем, при исчислении налога на прибыль организаций размер указанной компенсации, подлежащей включению в состав расходов, определяется в пределах соответствующих норм, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах, регулирующее вопросы исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, не допускает возможности принятия при исчислении данного налога расходов по оплате горюче-смазочных материалов, произведенных работником при использовании личного автотранспорта в ином порядке, отличном от порядка, установленного подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 Кодекса, поскольку такой вид расходов не соответствует критериям, установленным статьей 252 Кодекса, так как не является расходами организации.
В связи с этим в понятие компенсации за использование личного автотранспорта для служебных целей в оспариваемом письме Минфин России обоснованно включил все затраты, возникающие у работника при такой эксплуатации, в том числе и затраты на горюче-смазочный материал.
Подпункт 5 пункта 1 статьи 254 Кодекса, на который ссылается предприятие в обоснование заявленного требования, предусматривает учет затрат налогоплательщика на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходов на производство и (или) приобретение мощности, расходов на трансформацию и передачу энергии, и не регулирует вопрос, рассматриваемый в рамках данного спора.
Обосновывая заявленное требование, предприятие ссылается на неблагоприятные последствия, возникшие в связи с рассмотрением налогового спора в рамках дела N А07-1341/2008 Арбитражного суда Республики Башкортостан, в результате которых заявитель лишен возможности учесть расходы по приобретению горюче-смазочных материалов, произведенные его работниками.
Законодательство о налогах и сборах допускает возможность оформления отношений между работодателем и работником при использовании последним личного автомобиля в служебных целях как на основе приказа руководителя путем выплаты компенсации, как и посредством заключения между организацией и работником договора аренды транспортного средства в соответствии со статьями 642-646 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающего отнесение на арендатора, если иное не установлено договором, расходов на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, а также расходов, возникающих в связи с его эксплуатацией.
В рассматриваемом случае налогоплательщик самостоятельно избрал один из возможных способов оформления отношений с работниками предприятия, соответственно, должен руководствоваться правилами, установленными действующим законодательством.
С учетом изложенного, оспариваемое письмо Минфина России не противоречит положениям подпункта 5 пункта 1 статьи 254 и подпункта 11 пункта 1 статьи 264 Кодекса, в связи с чем в удовлетворении заявленного предприятием требования следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная заявителем пошлина в сумме 2 000 рублей возврату из федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 49, 104, 110, 167-170, 176, 195 и 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
РЕШИЛ:
признать абзац 3 пункта 3 письма Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.1992 N 57 соответствующим положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении заявленного требования государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию "Машинно-технологическая станция "Башкирская" отказать.
Председательствующий судья |
Т.В. Завьялова |
Судьи |
М.Г. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В силу НК РФ затраты организации на компенсацию определенных затрат работника могут учитываться при исчислении налога на прибыль.
В частности, к таким суммам относится компенсация за эксплуатацию личного легкового автомобиля, используемого для служебных поездок.
ВАС РФ проверил законность одних из разъяснений Минфина России по условиям выплаты такой компенсации (изложенных в письме от 1992 г.).
В разъяснениях указано, что в размерах компенсации учтено возмещение затрат по эксплуатации, включая сумму износа, расходы на ГСМ, техобслуживание и текущий ремонт.
ВАС РФ пришел к выводу о том, что письмо в оспариваемой части не противоречит НК РФ, и указал следующее.
Довод о том, что приведенное разъяснение касается только деятельности бюджетных учреждений, ошибочен. Из текста оспариваемого письма следует, что содержащееся в нем положение устанавливает обязательные правила для налогоплательщиков - предприятий, учреждений, организаций.
При этом оспариваемое письмо не утратило силу в связи с введением в действие главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций". Оно было издано в развитие правил, которые аналогичны тем, что действуют на момент рассмотрения данного дела.
НК РФ предусматривает возможность уменьшения налогоплательщиком базы по налогу на прибыль как на сумму расходов по содержанию служебного транспорта, так и на затраты, возникающие у его работника при использовании им личного транспорта для служебных целей.
При этом законодательство не позволяет принять при исчислении налога на прибыль расходы по оплате ГСМ, произведенные работником при использовании личного автотранспорта, в ином порядке, нежели приведен.
Причина - такой вид расходов, по сути, не является затратами самой организации.
Поэтому в оспариваемых разъяснениях затраты работника на ГСМ, возникающие при указанной эксплуатации его автомашины, были обоснованно включены в понятие компенсации за использование личного автотранспорта для служебных целей.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 сентября 2009 г. N ВАС-10278/09
Текст решения официально опубликован не был