Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 сентября 2013 г. N ВАС-10147/13
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Петровой С.М. судей Амосова С.М., Першутова А.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "ПромСпецСтрой" (г. Москва) о пересмотре в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.06.2013 по делу N А40-45830/12-151-416 Арбитражного суда города Москвы по иску общества с ограниченной ответственностью "ПромСпецСтрой" к Министерству обороны Российской Федерации (г. Москва, Знаменка, 19), Войсковой части 69665 (Московская обл., Одинцово-10) о взыскании задолженности по государственному контракту от 26.02.2009 N 65-09/08кр и судебных расходов.
СУД УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПромСпецСтрой" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Федерального бюджетного учреждения Войсковая часть 69665 денежных средств в размере 11 791 545 рублей 14 копеек по государственному контракту от 26.02.2009 N 65-09/08кр и 200 000 рублей судебных расходов, а в случае недостаточности либо отсутствия денежных средств - с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.06.2012 требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 решение суда первой инстанции отменено на основании пункта 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело в соответствии с частью 6.1 статьи 268 Кодекса рассмотрено по правилам, установленным для рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции. Исковые требования общества с учетом их повторного уточнения удовлетворены: с Войсковой части 69665 в пользу общества взыскано 11 047 200 рублей, судебные расходы на представителя в размере 50 000 рублей, а в случае недостаточности либо отсутствия денежных средств - с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 06.02.2013 постановление суда апелляционной инстанции отменил, дело направил на новое рассмотрение в этот же суд, указав на необходимость проверки соблюдения сторонами всех правил как выполнения работ, так и их сдачи-приемки.
При новом рассмотрении Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 26.03.2013 решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении требований отказал.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 20.06.2013 постановление суда апелляционной инстанции от 26.03.2013 оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций от 26.03.2013 и от 20.06.2013 общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, постановление суда апелляционной инстанции от 08.10.2012 оставить без изменения.
Рассмотрев и обсудив доводы, изложенные в заявлении, а также исходя из содержания оспариваемых судебных актов, изучив материалы дела, коллегия судей усматривает основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, требования основаны на государственном контракте от 26.02.2009 N 65-09/08кр (далее - контракт), заключенном между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик), плательщиком заказчика - войсковой частью 97691 и обществом (исполнитель), в соответствии с которым общество обязалось выполнить работы по рекультивации боевых стартовых позиций после ликвидации шахтных пусковых установок, зданий, сооружений в войсковой части 54055 города Козельск Калужской области, сдать их результат заказчику, а заказчик обязался принять и оплатить указанные работы в порядке, определенном данным контрактом.
Стороны в пунктах 2.1 - 2.3 контракта установили, что работы выполняются исполнителем в соответствии с требованиями технического задания, являющегося неотъемлемой частью контракта. Содержание и сроки выполнения работ определяются ведомостью исполнения работ, которая также является неотъемлемой частью контракта. Работы выполняются в три этапа и включают в себя: разработку и согласование проектной документации на рекультивацию, экологическое сопровождение работ, техническую рекультивацию территории площадок. Срок выполнения работ по первому этапу - до 25.11.2009 года, по второму этапу - до 25.11.2010 года, по третьему этапу - до 10.11.2011.
Стоимость работ по контракту согласована сторонами в пункте 6.1 контракта и составляет 47 296 000 рублей: стоимость работ по первому этапу - 5 099 000 рублей, по второму этапу - 12 297 000 рублей, по третьему этапу - 29 900 000 рублей.
Судами установлено, что работы по первому и второму этапам были выполнены обществом, приняты и оплачены заказчиком.
Спор касается работ, предусмотренных контрактом для выполнения на третьем этапе.
Пунктом 2.5 контракта предусмотрено, что объемы и стоимость работ по второму и третьему этапу контракта при необходимости уточняются дополнительными соглашениями на 2010 и 2011 годы в зависимости от объемов финансирования по государственным оборонным заказам на 2010 и 2011 годы.
Дополнительными соглашениями от 17.11.2009 N 1, от 28.12.2009 N 2, от 28.07.2010 N 4 сторонами изменялась стоимость работ по этапам, произведена замена календарного плана; в дополнительном соглашении от 15.04.2010 N 3 стороны указали плательщиком - Федеральное бюджетное учреждение Войсковая часть 69665.
Согласно календарному плану (ведомости исполнения), являющемуся приложением N 1 к дополнительному соглашению N 4, на третьем этапе общество должно было выполнить экологическое обследование, разработку проектной документации на техническую рекультивацию шахтных пусковых установок N 31 - N 39, N 310 объекта 318, техническую рекультивацию территории с ликвидацией механическим способом зданий и сооружений площадки N 31 (административно-хозяйственная территория в согласованном объеме) объекта 318. Срок выполнения работ - до 10.11.2011, общая стоимость работ - 11 047 200 рублей.
В подтверждение выполнения работ третьего этапа общество представило акты о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ формы КС-2, КС-3 от 19.10.2011 N 1 - N 5, подписанные им в одностороннем порядке, а также соответствующие счета-фактуры.
В соответствии с указанными актами и справками о стоимости выполненных работ обществом выполнена техническая рекультивация территории с ликвидацией механическим способом зданий и сооружений площадки N 31 объекта N 318 в войсковой части 54055 на общую сумму 11 791 545 рублей 14 копеек, в частности, разборка сооружений N 14 (учебный корпус), N 9 (казарма), N 10 (общежитие), N 11 (штаб), N 29, N 30, N 31 (солдатская столовая), разработка грунтов и т.д.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Таким образом, основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является факт передачи результата работ подрядчиком заказчику.
В соответствии с пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной.
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Указанная норма означает, что оформленный в таком порядке акт является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ.
Согласно пункту 1 статьи 754 Гражданского кодекса подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия.
Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.
Также заказчик при наличии у него претензий или замечаний по качеству выполненных работ вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору требовать от подрядчика совершения определенных действий, предусмотренных статьей 723 Гражданского кодекса, а именно: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда.
Общество в подтверждение факта выполнения им работ ссылается на то, что 25.11.2010 им и войсковой частью 54055, на территории которой осуществлялись работы, подписан акт промежуточной проверки выполненных работ на объекте 318/31. В результате проверки выявлено выполнение работ в боевой зоне на 100 процентов, в административно-хозяйственной зоне - на 90 процентов. В подтверждение объема и стоимости выполненных работ обществом представлены в суд первой инстанции подписанные им в одностороннем порядке акты формы КС-2 и справки формы КС-3.
Названный акт не содержит указание на обнаруженные недостатки, которые исключают возможность использования результата работ для указанной в контракте цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком. Не свидетельствуют материалы дела и о заявлении заказчиком требований, предусмотренных статьей 723 Гражданского кодекса.
Частичное выполнение работ, предусмотренных третьим этапом, не может являться основанием для отказа от подписания актов и оплаты работ.
При рассмотрении дела суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу об отсутствии у лиц, подписывающих акты приемки выполненных работ, полномочий действовать от имени Министерства обороны Российской Федерации, а названному ведомству соответствующие акты не направлялись, тогда как именно оно в соответствии с заключенными контрактом и соглашениями являлось заказчиком объекта.
Согласно пункту 1 статьи 753 Гражданского кодекса заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
Пунктом 3.4 контракта установлена обязанность заказчика принять и оплатить результаты работ в соответствии с контрактом.
Порядок сдачи и приемки выполненных работ определен сторонами в пунктах 5.1 - 5.4 контракта, из которых следует, что по завершении каждого этапа работ исполнитель представляет для подписания заказчику акт сдачи-приемки работ. Исполнитель обязан в письменной форме известить заказчика (представителя заказчика) о выполнении работы в целом, каждого этапа, предусмотренного контрактом. Исполнитель имеет право сдать заказчику выполненные работы (этапы работ) досрочно.
Приемка качества работ по контракту, предоставление исполнителю имеющейся конструкторской, проектной, эксплуатационной документации, участие в передаче земель органам местного самоуправления на объекте возлагается на командиров войсковых частей, на территории которых выполняются работы (представителя заказчика на объекте). Приемка выполненных работ на объекте производится рабочей комиссией, назначенной приказом командира войсковой части, в состав которой включаются представители заказчика (от войсковой части) и исполнителя. По результатам приемки подписывается и утверждается акт приема-передачи выполненных работ, в котором в обязательном порядке отображается информация о полноте и качестве выполненных работ (пункт 5.4 контракта).
Согласно пункту 14.3 любое уведомление, которая одна сторона направляет другой стороне в соответствии с контрактом, направляется в письменной форме почтой или факсимильной связью с последующим представлением оригинала. Об изменении адреса и банковских реквизитов стороны уведомляют друг друга в письменной форме в трехдневный срок.
Адрес заказчика, указанный в контракте, а также в дополнительных соглашениях к нему, является адресом войсковой части 26180.
Контракт от имени заказчика - Министерства обороны Российской Федерации заключен и подписан начальником вооружения - заместителем командующего Ракетными войсками стратегического назначения по вооружению (командира войсковой части 26180) Линником В.В., действовавшем на основании доверенности от 25.12.2008 N 210/1/2/Д-507, выданной начальником вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации в порядке передоверия.
Письмом от 19.09.2011 общество направило воинской части 54055, на территории которой выполнялись работы, акты о приемке выполненных работ формы КС-2, сообщив о выполнении запланированных на 2011 год работ по технической рекультивации территории площадки N 31 и готовности представить рекультивированные территории комиссии войсковой части 54055 в соответствии с пунктом 5.4 контракта.
Повторное уведомление о выполнении работ с предложением направить представителей для приемки данных работ направлено обществом командирам войсковых частей 54055 и 26180 письмом от 07.10.2011.
Командир войсковой части 54055 письмом от 18.10.2011 от приемки работ отказался, ссылаясь на утвержденную Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 унифицированную форму КС-2, предусматривающей приемку выполненных работ только между подрядчиком и заказчиком проведения работ, которым является войсковая часть 26180.
Общество направило в адрес войсковой части 26180 претензию от 08.11.2011 с требованием добровольно перечислить задолженность за выполненные работы, в ответ на которую войсковая часть 77087-В письмом 23.11.2011 сообщила, что 31.12.2010 истек срок действия доверенности на заключение, ведение и исполнение государственных контрактов (дополнительных соглашений) в рамках оборонного заказа, выданной Министром обороны Российской Федерации командиру войсковой части 26180, являющемуся одной из сторон контракта, вследствие чего дополнительные соглашения к контрактам на 2011 год сторонами не были подписаны. Более того, указаниями начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации от 04.04.2011 N 314/9/1206 условное наименование "войсковая часть 26180" аннулировано без определения правопреемника. Вместе с тем, в целях выполнения заданий государственного оборонного заказа, а также эффективного расходования средств федерального бюджета, выделенных на эти цели, 12.10.2011 Министром обороны Российской Федерации принято решение, в соответствии с которым функции государственного заказчика в части рекультивации боевых стартовых позиций после ликвидации шахтных пусковых установок возложены на Департамент государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДГЗКС МО РФ).
В связи с этим общество 28.12.2011 обратилось в ДГЗКС МО РФ с просьбой рассмотреть сложившееся положение с оформлением и приемкой работ и сообщить порядок и сроки оплаты за выполненные в 2011 году работы по контракту.
Поскольку ответа на указанное обращение не последовало, общество повторно письмом от 08.05.2012 обратилось к ДГЗКС МО РФ за разъяснением порядка приемки и оплаты выполненных работ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 753 Гражданского кодекса заказчик организует и осуществляет приемку результата работ за свой счет, если иное не предусмотрено договором строительного подряда.
Министерство обороны Российской Федерации, являясь заказчиком по спорному контракту, действуя разумно и добросовестно, должно было уведомить общество о ликвидации войсковой части 26180 и сообщить о порядке сдачи-приемки выполненных работ, указав, кто является его новым представителем по контракту.
Риски неисполнения обязанности по организации и осуществлению приемки результата выполненных обществом работ, в данном случае несет заказчик. При этом следует учитывать, что общество предпринимало меры для осуществления надлежащей сдачи-приемки выполненных работ, направляя соответствующие документы как войсковой части 26180, которая выступала представителем заказчика при заключении контракта, так и войсковой части 54055, на территории которой осуществлялось выполнение работ. После получения информации о ликвидации войсковой части 26180, общество обратилось в ДГЗКС МО РФ за разъяснением порядка приемки и оплаты выполненных работ, что также свидетельствует о намерении осуществить сдачу-приемку выполненных работ надлежащим образом.
В данном случае нарушение Министерством обороны Российской Федерации собственной договорной обязанности принять у подрядчика работы освободило его же от оплаты выполненных работ, что не отвечает правилам статей 309 и 393 Гражданского кодекса о надлежащем исполнении обязательств и полном возмещении убытков, причиненных их неисполненением.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что согласно статье 304 Арбитражного процессуального кодекса является основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А40-45830/12-151-416 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.06.2013.
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 25 октября 2013 года.
Председательствующий судья |
С.М. Петрова |
Судьи |
С.М. Амосов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 сентября 2013 г. N ВАС-10147/13
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-45830/2012
Истец: ООО ПРОМСПЕЦСТРОЙ
Ответчик: Войсковая часть 69665, войскогвая часть 69665, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ, председатель ликвидационной комиссии ФБУ войсковая часть 69665 Деревянко В. В.
Третье лицо: Войсковая часть 54055
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 10147/13
30.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10147/13
09.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10147/13
23.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10147/13
20.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-15738/12
26.03.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6557/13
06.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-15738/12
08.10.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24210/12
26.06.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-45830/12