Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Моисеевой Е.М., судей Козырь О.М., Поповой Г.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "ЛИСТ" (истца), г. Тюмень от 03.09.2013 б/н о пересмотре в порядке надзора решения от 05.02.2013 по делу Арбитражного суда Тюменской области N А70-10726/2012 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.08.2013 по тому же делу
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛИСТ" (далее - общество) к администрации города Тюмени (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 10.08.2012 N 115 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по ул. 50 лет Октября 26 "в" и возложении на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 72: 23:0218004:223 по ул. 50 лет Октября 26 "в".
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент имущественных отношений Тюменской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Тюменской области от 05.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2013 решение суда отменено, требования общества удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.08.2013 постановление суда апелляционной инстанции отменено, решение суда оставлено в силе.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество просит отменить судебные акты судов первой и кассационной инстанций, и оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами положений статьи 12 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 (далее - Правила N 154). По мнению заявителя, в оспариваемом ненормативном акте отсутствуют причины и мотивы отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются: 1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; 2) нарушение права и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; 3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что Департаментом имущественных отношений Администрации Тюменской области обществу предоставлен земельный участок площадью 338 кв. м. по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 26 "в", для строительства магазина.
Между Департаментом имущественных отношений Администрации Тюменской области и обществом заключен договор N 23-10/964 от 13.04.2010 аренды указанного земельного участка, в соответствии с которым обществу предоставлены права использовать земельный участок в соответствии с целями его предоставления и условиями договора, возводить жилые, производственные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Заявителем в целях строительства магазина были получены соответствующие согласования на подключение планируемого объекта капитального строительства к инженерным сетям, выполнены расчеты нагрузки на запланированном объекте по потреблению электроэнергии, по водоснабжению и канализации.
Заявитель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства.
Постановлением N 115 от 10.08.2012 администрация отказала обществу в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, мотивируя отказ нарушением заявителем требований статьи 12 Правил землепользования и застройки города Тюмени.
Общество, посчитав, что отказ, изложенный в указанном постановлении, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суд установил, что общество запросило разрешение на отклонения от предельных параметров земельного участка в части увеличения максимального процента застройки до 84% (вместо предусмотренных градостроительным регламентом 32,6%), уменьшения минимальных отступов от границ земельного участка в точках 8-4-1 м, в точках 2-1-8-0 м, что не соответствует требованиям статьи 12 Правил N 154.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2.19 Административного регламента предоставления муниципальных услуг по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предоставлению разрешения на отклонение предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, утвержденного постановлением администрации города Тюмени от 15.08.2011 N 87-пк, основанием для отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства является несоответствие запрашиваемого отклонения требованиям нормативно-правовых актов, в том числе техническим регламентам.
Статьей 12 Правил N 154 установлено, что в случае отсутствия утвержденного проекта планировки территории размещение отдельных объектов капитального строительства на застроенных территориях в городе Тюмени может осуществляться с соблюдением условий ограничений точечного строительства, в том числе при наличии свободной нормативной территории для обслуживания планируемого к размещению объекта капитального строительства.
Суд установил несоответствие запрашиваемого отклонения требованиям статьи 12 Правил N 154 и градостроительного регламента, определяющего правовой режим использования земельных участков в соответствии с положениями пункта 9 статьи 1, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того установлено, что данный земельный участок находится в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1). Согласно части 5 статьи 55 Правил N 154 градостроительным регламентом для земельных участков, находящихся в указанной территориальной зоне, установлен такой предельный параметр как минимальная площадь в 2 000 кв. м, тогда как обществу выдан земельный участок площадью 338 кв. м.
Согласно пункту 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон, в том числе в случае, если их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Судом первой инстанции установлено, что общество не ссылалось на нарушение порядка и процедуры проведения публичных слушаний по вопросу предоставления обществу разрешения на отклонение от предельных параметров земельного участка, поэтому соответствующие документы и обстоятельства соблюдения порядка и процедуры проведения публичных слушаний по указанному вопросу судом не исследовались.
Доводы заявителя и суда апелляционной инстанции о том, что администрацией не соблюдена процедура принятия оспариваемого решения обоснованно отклонены судом кассационной инстанции.
В связи с изложенным, суды первой и кассационной инстанций пришли к выводу, что оспариваемое постановление соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.
Иные доводы заявителя, сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и также не являются основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра принятых по нему судебных актов в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
в передаче дела N А70-10726/2012 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Тюменской области от 05.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.08.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Е.М. Моисеева |
Судьи |
О.М. Козырь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 октября 2013 г. N ВАС-13064/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А70-10726/2012
Истец: ООО "ЛИСТ"
Ответчик: Администрация г. Тюмени
Третье лицо: департамент имущественных отношений Тюменской области, Коллегия адвокатов "ФИДЕС"
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3748/13
13.05.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2323/13
18.03.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2323/13
05.02.2013 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-10726/12
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3748/13
13.05.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2323/13
18.03.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2323/13
05.02.2013 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-10726/12