Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 ноября 2013 г. N ВАС-15022/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Е.Ю. Валявиной, судей Ю.Ю. Горячевой, С.Б. Никифорова рассмотрела в судебном заседании заявление министерства финансов Краснодарского края (г. Краснодар) от 20.09.2013 N 205-5067/13-10.1-12 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2013 по делу N А32-15355/2012, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.08.2013 по тому же делу
по иску индивидуального предпринимателя Камалова Ибрагима Исрафиловича (г. Крымск) к администрации муниципального образования город-герой Новороссийск (г. Новороссийск), муниципальному казенному учреждению "Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Новороссийск" (г. Новороссийск), министерству финансов Краснодарского края (г. Краснодар) о признании ничтожным (недействительным) договора купли-продажи земельного участка в части условия о цене выкупа в размере, превышающем сумму 1 598 592 рублей 86 копеек; взыскании неосновательного обогащения с муниципального образования город-герой Новороссийск в лице финансового управления муниципального образования город Новороссийск за счет казны муниципального образования город Новороссийск в размере 1 278 875 рублей 10 копеек, с субъекта Российской Федерации Краснодарского края в лице министерства финансов Краснодарского края за счет казны Краснодарского края - в размере 319 717 рублей 78 копеек.
Другие лица, участвующие в деле: управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю (г. Краснодар), финансовое управление администрации муниципального образования город-герой Новороссийск (г. Новороссийск), индивидуальный предприниматель Мамедов Кахриман Османович (Краснодарский край), департамент имущественных отношений Краснодарского края (г. Краснодар).
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2013 исковые требования удовлетворены частично. С муниципального образования город-герой Новороссийск в лице администрации муниципального образования город Новороссийск за счет казны муниципального образования город Новороссийск в пользу индивидуального предпринимателя Камалова И.И. взыскано неосновательное обогащение в размере 1 278 875 рублей 10 копеек. В остальной части в иске было отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований о взыскании неосновательного обогащения с субъекта Российской Федерации Краснодарского края в размере 319 727 рублей 78 копеек. В указанной части принят новый судебный акт, в остальной части решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.08.2013 постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора министерство финансов Краснодарского края ссылается на нарушение арбитражными судами публичных интересов, а также единообразия в толковании и применении норм права.
Заявитель утверждает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 21, статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" и приложением N 13 к Закону Краснодарского края от 07.12.2010 N 2133-КЗ "О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов", надлежащим ответчиком в данном деле является департамент имущественных отношений Краснодарского края как главный распорядитель бюджетных средств краевого бюджета.
Заявитель также полагает, что вся сумма неосновательного обогащения в размере 1 598 592 рублей 86 копеек должна быть взыскана именно с муниципального образования в лице администрации, заключившей спорный договор купли-продажи. Последующее распределение денежных средств, уплаченных предпринимателем, между бюджетом муниципального образования (80%) и бюджетом субъекта Российской Федерации (20%) не влияет на правоотношения сторон в части применения последствий недействительности сделки. Данные отношения являются гражданско-правовыми, и нормы бюджетного законодательства к ним не применимы.
Министерство финансов также ссылается на то, что дополнительные расходы краевого бюджета на исполнение решения суда не обеспечены дополнительными доходами.
Оценив доводы заявителя и содержание оспариваемых судебных актов, коллегия судей не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Доводы заявителя были предметом рассмотрения судов апелляционной и кассационной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Суд апелляционной инстанции верно исходил из того, что незаконно полученная в счет выкупной стоимости земельного участка денежная сумма была распределена между бюджетами двух публично-правовых образований в силу закона, вследствие чего неосновательное обогащение возникло как на стороне муниципального образования город-герой Новороссийск, так и на стороне субъекта Российской Федерации Краснодарский край.
Суд апелляционной инстанции, истолковав положения статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 БК РФ, с учетом позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в вышеуказанном постановлении от 22.06.2006 N 23, сделал верный вывод о том, что надлежащим ответчиком по иску о взыскании неосновательного обогащения за счет казны публично-правового образования является орган, осуществляющий функции главного распорядителя бюджетных средств в соответствующей сфере.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 БК РФ суд апелляционной инстанции оценил приложение N 14 к Закону Краснодарского края от 11.12.2012 N 2612-КЗ "О краевом бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и установил, что главным распорядителем является в том числе и министерство финансов Краснодарского края. Суд также отметил, что в структуре расходов краевого бюджета кондикционные требования напрямую не упомянуты, однако в структуре расходов министерства финансов имеются такие статьи как "Выполнение других обязательств Краснодарского края" и "Прочие обязательства Краснодарского края". Таким образом, министерство является в данном деле надлежащим ответчиком.
Суд кассационной инстанции согласился с перечисленными выводами суда апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А32-15355/2012 Арбитражного суда Краснодарского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 09.04.2013, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.08.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Валявина |
Судьи |
Ю.Ю. Горячева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 ноября 2013 г. N ВАС-15022/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А32-15355/2012
Истец: ИП Камалов Ибрагим Исрафилович
Ответчик: Администрация г Новороссийск, Администрация муниципального образования город-герой Новороссийск, Министерство финансов Краснодарского края, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Краснодарского края, МУ "Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Новороссийска", муниципальное казенное учреждение "Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Новороссийск"
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодасркого края, ИП Мамедов Кахриман Османович, Министерство финансов Кк, Управление Федерального Казначейства по Краснодакому краю, Управление федерального казначейства по Краснодарскому краю, Финансовое управление администрации города Новороссийска, Финансовое управление администрации муниципального образования г. Новороссийск
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21315/14
06.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15022/13
14.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15022/13
30.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4990/13
20.06.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6453/13
09.04.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-15355/12