Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 9 октября 2008 г. N 32-О08-29
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Степашина В.П.,
судей Верховного Суда Зырянова А.И., Яковлева В.К.,
рассмотрела в судебном заседании от 9 октября 2008 года уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Жумалиева У.Р. на приговор Саратовского областного суда от 14 июля 2008 года, которым
Жумалиев У.Р. ранее судимый:
1) 25 мая 2001 года Дергачевским районным судом Саратовской области (с учетом изменений, внесенных постановлением Энгельсского городского суда Саратовской области от 29 сентября 2004 года) по ст. 158 ч. 2 п.п. "б, в" УК РФ (в редакции от 8 декабря 2003 года) к 5 годам лишения свободы, освобожденный условно-досрочно 16 августа 2005 года на 7 месяцев 18 дней,
осужден к лишению свободы:
по ст. 111 ч. 4 УК РФ на 10 лет;
по ст. 105 ч. 2 п.п. "ж, к" УК РФ на 15 лет.
По совокупности преступлений, на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ, путем частичного сложения наказаний, окончательное наказание ему определено в виде лишения свободы сроком на 18 лет в исправительной колонии строгого режима.
По делу решен вопрос о вещественных доказательствах.
По данному делу осужден также Сучков В., приговор в отношении которого не обжалован.
Заслушав доклад судьи Зырянова А.И. и выступление прокурора Соломоновой В.А., полагавшей приговор суда в отношении осужденного Жумалиева У.Р. оставить без изменения, судебная коллегия установила:
Жумалиев У.Р., при обстоятельствах, изложенных в приговоре, признан виновным в том, что в ночное время 28 февраля 2008 года, в помещении летней кухни ... на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений возникших в процессе совместного распития спиртных напитков, причинил тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, повлекший по неосторожности смерть потерпевшего Б.
При этом Жумалиев признан, также виновным и в том, что группой лиц по предварительному сговору, с целью сокрытия ранее совершенного преступления, совершил убийство З.
В судебном заседании Жумалиев У.Р. виновным себя признал частично.
В кассационной жалобе:
осужденный Жумалиев У.Р., ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела и, в частности, утверждает, что его умысел на убийство и причинение тяжкого вреда здоровью Б. не доказан. Суд необоснованно принял во внимание заключение эксперта от 8 апреля 2008 года, заключение психолого-психиатрической судебной экспертизы от 14 мая 2008 года, а также показания Сучкова В.В., которые являлись недопустимыми доказательством, так как были направлены на его оговор. Также судом необоснованно были положены в основу приговора показания косвенных свидетелей обвинения Ч., Б., Б. и не приняты во внимания показания С. которые, по мнению Жумалиева У Р., могли повлиять на весь ход судебного разбирательства относительно его причастности к убийству потерпевшего З.
Исходя из этого, осужденный Жумалиев У.Р., просит приговор суда в части его осуждения по ст. 105 ч. 2 п.п. "ж, к" УК РФ отменить и дело производством прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления, а также переквалифицировать его действия со ст. 111 ч. 4 на ст. 118 УК РФ.
Государственный обвинитель Незнамов А.В., в возражениях на кассационную жалобу, указывает о своем несогласии с ней.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия находит, что выводы суда о виновности осужденного Жумалиева У.Р. в совершении указанных преступлений установлена совокупностью доказательств, тщательно исследованных в судебном заседании и подробно изложенных в приговоре.
Суд принял все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.
Обвинительный приговор соответствует требованиям ст. 302 УПК РФ. В нем указаны обстоятельства, установленные судом, проанализированы доказательства, обосновывающие вывод суда о виновности осужденного в содеянном и, мотивированы выводы, относительно правильности квалификации преступлений.
Из протокола судебного заседания видно, что судебное следствие проведено в соответствии с требованиями ст.ст. 273-291 УПК РФ. Все представленные сторонами доказательства судом были исследованы, все заявленные ходатайства на судебном следствии были рассмотрены, по ним судом приняты решения в установленном законом порядке.
После рассмотрения всех доказательств, председательствующий опросил участников процесса, желают ли они дополнить судебное следствие и чем именно. Никаких ходатайств о дополнении судебного следствия от осужденного Жумалиева У.Р. и его адвоката не поступило. Председательствующий обоснованно объявил судебное следствие законченным. Не поступило ходатайств о возобновлении судебного следствия и при выслушивании судом прений сторон или последнего слова подсудимых (т. 3 л.д. 89-107).
Судом, бесспорно установлено, что потерпевший Б. являлся инвалидом, реальной угрозы для Жумалиева У.Р. не представлял. В процессе ссоры Б. действительно нанес Жумалиеву У.Р. всего лишь два удара кулаком по лицу, причинив ему повреждения, не расценивающиеся как вред здоровью, тогда как Жумалиев У.Р. в ответ нанес Б. неоднократные со значительной силой удары кулаками в грудную клетку, а после чего схватил потерпевшего руками за шею и резко произвел бросок через бедро, вывихнув шейный позвонок, причинив в результате этого тяжкие телесные повреждения, от которых наступила смерть Б.
Судом, также правильно признано, что Жумалиев У.Р. принял непосредственное участие в убийстве З. посредством передачи веревки для удушения и последующего удержания потерпевшего за ноги в момент сдавливания органов шеи потерпевшего другим осужденным.
Таким образом, судом обосновано, признано, что осужденный Жумалиев У.Р., с целью сокрытия ранее совершенного преступления, действовал, группой лиц по предварительному сговору, и с прямым умыслом на убийство потерпевшего З. каждый из участников был осведомлен о роли другого соучастника и выполнял свою часть объективной стороны противоправных действий, и в результате их совместных и согласованных действий наступила смерть потерпевшего З.
Виновность осужденного Жумалиева У.Р. в совершении инкриминируемых преступлений подтверждается:
протоколом осмотра места происшествия о следах преступлений;
заключением криминалистической экспертизы, что на передней части спортивных брюк, на спинке и рукавах свитера З. имеются шерстяные волокна общей групповой принадлежности с волокнами шерсти (меха) воротника полупальто Жумалиева У.Р., а на передней части, на спинке, на рукавах полупальто, на жилете, на рукавах тельняшки, на передней и задней частях спортивных брюк Жумалиева У.Р. имеются волокна общей групповой принадлежности с волокнами трикотажа свитера З.
заключениями судебно-медицинских экспертиз о характере, количестве и тяжести телесных повреждений, обнаруженных, на трупах потерпевших Б., З. и причине наступления смерти соответственно Б. - вследствие закрытой сочетанной тупой травмы грудной клетки и шейного отдела позвоночника, сопровождавшейся: двумя кровоподтеками передней области груди справа и переднебоковой области груди слева, кровоизлияниями в мягкие ткани груди слева и справа в области переломов ребер, прямыми локальными переломами 2-4 ребер слева по передне-подмышечной линии, 3-6 ребер справа по передне-подмышечной линии без разрывов пристеночной плевры; кровоизлияниями в мягкие ткани шейного отдела позвоночника, вывихом первого шейного позвонка, осложнившейся травматическим шоком тяжелой степени - причинившей тяжкий вред здоровью потерпевшего по признаку опасности для жизни человека; З. - в результате механической асфиксии, развившейся вследствие сдавливания органов шеи петлей при удавлении;
показаниями потерпевшей Б., свидетелей Б., Ч., С. полностью изобличающих осужденного Жумалиева У.Р. в содеянном, применительно к обстоятельствам, изложенным в приговоре, а также показаниями самих осужденных Жумалиева У.Р. и Сучкова В.В., данных в ходе предварительного следствия в той части, в которой суд признал их достоверными и обоснованно положил в основу приговора, где каждый из них в отдельности полностью изобличает, друг друга в инкриминируемых преступлениях.
Эти показания свидетелей потерпевшей Б., свидетелей Б., Ч., С., а также показания осужденных Жумалиева У.Р. и Сучкова В.В., данные в ходе предварительного следствия, судом обоснованно признаны достоверными, поскольку они соответствуют с фактическими обстоятельствами дела и согласуются с собранными и исследованными в суде доказательствами.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств, указанных в приговоре, которым, вопреки доводам в жалобах, дана надлежащая оценка, суд пришел к обоснованному выводу о виновности Жумалиева У.Р. в совершении инкриминированных преступлений и правильно квалифицировал его действия.
С учетом изложенного, с доводами кассационной жалобы осужденного Жумалиева У.Р. о необоснованности приговора и неправильном применении уголовного закона к его действиям, согласиться нельзя, поскольку они опровергаются исследованными судом доказательствами.
Судебная коллегия не может согласиться и с доводами жалобы осужденного Жумалиева У.Р., об использовании в суде недопустимых доказательств, так как данные об этом в материалах дела отсутствуют, заключение криминалистической экспертизы от 8 апреля 2008 года, заключение судебно-психиатрической экспертизы от 14 мая 2008 года, протоколы допросов потерпевшей Б., свидетелей Б., Ч., С., а также осужденных Жумалиева У.Р. и Сучкова В.В., в ходе предварительного следствия, не признавались судом недопустимыми доказательствами, и оснований к этому не было, в том числе не установлено данных об оговоре, фабрикации дела и применении незаконных методов ведения следствия.
Психическое состояние осужденного Жумалиева У.Р. судом проверено. По заключению амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы Жумалиев У.Р. каким-либо хроническим психическим расстройством не страдал и не страдает, во время совершения преступлений, признаков какого-либо временного болезненного расстройства психической деятельности не обнаруживал. Он мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Не доверять данному заключению у суда не было оснований.
При таких обстоятельствах суд правильно, признал осужденного вменяемым. Данное заключение судебно-психиатрической экспертизы, проведенной в соответствии с требованием ст. 204 УПК РФ, сомнений у судебной коллегии не вызывает, как не вызывает сомнений и само психическое состояние Жумалиева У.Р., который ориентировался в судебной ситуации и принимал активное участие в исследовании доказательств по делу. Поведение Жумалиева У.Р. в ходе предварительного и судебного следствия не вызвало сомнений в его психической неполноценности, поэтому и в этой части доводы жалобы осужденного Жумалиева У.Р., также являются не состоятельными.
Наказание осужденному Жумалиеву У.Р. назначено в соответствии со ст. 60 УК РФ, с учетом степени общественной опасности содеянного, совокупности всех смягчающих его наказание обстоятельств.
Оснований для отмены и изменения приговора по доводам, изложенным в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, по делу не имеется. Материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Саратовского областного суда от 14 июля 2008 года в отношении Жумалиева У.Р. оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Степашин В.П. |
Судьи |
Зырянов А.И. |
|
Яковлев В.К. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 9 октября 2008 г. N 32-О08-29
Текст определения официально опубликован не был