Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2007 г. N 4-О07-91СП
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Шурыгина А.П., судей - Иванова Г.П. и Шишлянникова В.Ф.
рассмотрела в судебном заседании от 25 октября 2007 года уголовное дело по кассационным жалобам осужденного Злотникова О.А. и адвоката Надмидова О.А. на приговор Московского областного суда с участием присяжных заседателей от 15 августа 2007 года, которым Злотников О.А. осужден по ст.ст. 33 ч. 3, 30 ч. 1 и 105 ч. 2 п. "з" УК РФ к 4 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Иванова Г.П., выступления осужденного Злотникова О.А. и адвокатов Надмидова О.А. и Хавжокова С.X., просивших приговор отменить и дело направить на новое рассмотрение, а также оспаривавших правильность назначения вида исправительной колонии, и прокурора Кривоноговой Е.А., просившей приговор оставить без изменения, судебная коллегия установила:
По приговору суда на основании вердикта присяжных заседателей Злотников признан виновным в соучастии в качестве организатора в приготовлении к убийству по найму.
Преступление совершено в августе 2006 года ... при обстоятельствах, указанных в приговоре.
В кассационных жалобах:
адвокат Надмидов в защиту интересов осужденного Злотникова просит приговор отменить и дело направить на новое рассмотрение, мотивируя тем, что в судебном заседании исследовались недопустимые доказательства - показания свидетеля А., личность которого следствием не была проверена. К тому же, законных оснований для оглашения показаний этого свидетеля, не явившегося в судебное заседание, у суда не было. В результате этого сторона защиты была лишена возможности допросить свидетеля А. в присутствии присяжных заседателей.
Кроме того, адвокат ссылается на то, что старшина присяжных заседателей общался вне пределов судебного разбирательства с государственным обвинителем, и ранее участвовал в рассмотрении другого уголовного дела с участием этого же прокурора, то есть не мог быть объективным при вынесении вердикта. Однако председательствующий оставил без удовлетворения ходатайство адвоката об отводе старшины, не заменил его запасным присяжным заседателем, позволил ему и дальше руководить коллегией присяжных заседателей;
осужденный Злотников также утверждает о том, что протоколы допросов свидетеля А., протокол осмотра места происшествия с участием А. являются недопустимыми доказательствами, однако они были исследованы в присутствии присяжных заседателей. В судебном заседании свидетель А. не допрошен, оглашение его показаний было произведено в нарушение закона, ссылка суда на ч. 4 ст. 281 УПК РФ является необоснованной, так как в ней речь идет о чрезвычайных обстоятельствах, препятствующих явке свидетеля в суд. А. также надлежащим образом не извещен ввиду неизвестности его местонахождения. Рассмотрение дела в отсутствие свидетеля А. нарушило его право на защиту. Государственный обвинитель в своем выступлении ссылался на неисследованные в судебном заседании обстоятельства, касался его личности, высказывал предположения, не основанные на доказательствах. При этом председательствующий не прерывал прокурора. Также неправильно было оставлено без удовлетворения ходатайство защиты об отводе старшины присяжных заседателей. Присяжный заседатель под номером ... также ранее с прокурором участвовал в рассмотрении другого уголовного дела.
Просит отменить приговор и дело направить на новое рассмотрение.
В возражениях на кассационные жалобы прокурор, поддерживавший обвинение в суде, просит оставить их без удовлетворения.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалоб и возражения, судебная коллегия считает, что приговор постановлен в соответствие с вердиктом присяжных заседателей о виновности Злотникова в совершении преступления, основанном на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.
Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих за собой отмену приговора, судом при рассмотрении дела не допущено.
Доводы кассационных жалоб о том, что в судебном заседании исследовались недопустимые доказательства, являются необоснованными.
Как видно из материалов дела, протоколы допросов свидетеля А., в том числе протокол осмотра места происшествия с его участием, оформлены в соответствии с требованиями УПК РФ.
Утверждения осужденного и адвоката в жалобах о том, что в протоколах указаны паспортные данные свидетеля, не соответствующие действительности, в данном конкретном случае не могут служить основанием для признания показаний свидетеля недопустимыми доказательствами.
Согласно ч. 5 ст. 164 УПК РФ, следователь, привлекая к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства, указанных в главах 6-8 УПК РФ, удостоверяется в их личности.
Это требование закона, как следует из протокола допроса свидетеля А. от 30 августа 2006 года, следователем было соблюдено (т. 1 л.д. 115).
В названном протоколе указаны не только фамилия, имя, отчество А., но и приведены данные его паспорта.
К протоколу осмотра места происшествия, проводившегося с участием А., приобщены фотографии этого свидетеля (т. 1 л.д. 126, 131).
Кроме того, переговоры Злотникова со свидетелем А. фиксировались с помощью технических средств, и сам осужденный Злотников на предварительном следствии и в судебном заседании не отрицал, что общался с этим свидетелем.
Таким образом, как правильно указано в возражениях государственного обвинителя, оснований подвергать сомнению сам факт существования этого свидетеля по делу не имеется.
Поэтому решение председательствующего, которым показания свидетеля А. были признаны допустимыми доказательствами, следует признать правильным.
Нельзя также согласиться с доводами кассационных жалоб о том, что показания свидетеля А. оглашались в судебном заседании с нарушением требований ст. 281 ч. 2 УПК РФ.
Из материалов дела видно, что председательствующим принимались необходимые меры по явке свидетеля А. в судебное заседание.
Поскольку место нахождения этого свидетеля установить не представилось возможным, председательствующий признал это обстоятельство чрезвычайным и удовлетворил ходатайство государственного обвинителя об оглашении его показаний.
Соглашаясь с таким решением судьи, судебная коллегия исходит также из того, что фактически все показания свидетеля А. подтверждались исследованными с участием присяжных заседателей результатами оперативного эксперимента, в том числе, аудио- и видеозаписью встреч Злотникова и А.
Необоснованными являются также доводы кассационных жалоб о том, что старшина присяжных заседателей подлежал отводу, так как общался с государственным обвинителем и утратил свою объективность.
В ходе рассмотрения ходатайства стороны защиты об отводе старшины присяжных заседателей проверялись обстоятельства, на которые ссылался адвокат Рыжков А., но они своего подтверждения не нашли. Так, ни государственный обвинитель, ни сам старшина присяжных заседателей не подтвердили, что общались друг с другом при следовании в здание суда.
В связи с этим, законность и обоснованность принятого судьей решения по этому вопросу не вызывает сомнений (т. 3 л.д. 183).
Ссылка осужденного и адвоката в жалобах на то, что старшина ранее, в другом календарном году, участвовал вместе с этим же прокурором в рассмотрении другого уголовного дела, также не является основанием для отмены приговора.
Об этом обстоятельстве стороне защиты стало известно еще во время отбора кандидатов в присяжные заседатели, однако ни сам Злотников, ни его защитники не посчитали нужным заявить будущему старшине присяжных заседателей отвод.
Поэтому ссылку в кассационных жалобах на эти обстоятельства, которые сами по себе и не являются основанием для отвода присяжного заседателя, нельзя признать обоснованной.
Осужденному Злотникову было также известно о том, что присяжный заседатель под номером ... участвовал в 2006 году в рассмотрении другого уголовного дела в качестве присяжного заседателя.
Этому присяжному заседателю отвода сторона защиты также не заявляла. К тому же, как пояснял при отборе названный присяжный заседатель, он не участвовал в вынесении вердикта.
В протоколе судебного заседания также не содержится данных о том, что государственный обвинитель ссылался в своем выступлении на неисследованные с участием присяжных заседателей обстоятельства или каким-либо образом оказывал незаконное воздействие на присяжных заседателей.
Таким образом, оснований для отмены приговора по доводам кассационных жалоб не имеется.
Правовая оценка действиям Злотникова дана судом правильная.
Наказание назначено ему с учетом всех обстоятельств, влияющих на наказание. Режим исправительной колонии определен правильно, исходя из того, что преступление, приготовление к которому организовывал Злотников, отнесено законом к категории особо тяжких преступлений.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
Приговор Московского областного суда с участием присяжных заседателей от 15 августа 2007 года в отношении Злотникова О.А. оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.П. Шурыгин |
Судьи |
Г.П. Иванов |
|
В.Ф. Шишлянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2007 г. N 4-О07-91СП
Текст определения официально опубликован не был