Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 февраля 2007 г. N 11-Г07-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Соловьёва,
судей Хаменкова В.Б. и Меркулова В.П.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационному представлению участвующего в деле прокурора на решение Верховного суда Республики Татарстан от 22 ноября 2006 года, которым отказано в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному закону и недействующим постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 10.04.2006 года N 162 "Об утверждении черты с. Казаклар Высокогорского муниципального района и переводе земель из одной категории в другую".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против кассационного представления представителя Кабинета министров Республики Татарстан Удачиной Г.Л., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда должно быть оставлено без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования о признании противоречащим федеральному законодательству, а потому недействующим постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 10.04.2006 года N 162 "Об утверждении черты с. Казаклар Высокогорского муниципального района и переводе земель из одной категории в другую", ссылаясь на то, что Кабинет министров Республики Татарстан, принимая данное постановление, превысил свои полномочия, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменение границы муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации. Кроме этого, изменение черты села Казаклар было принято без учета мнения населения, выраженного представительным органом Казакларского сельского поселения (п. 4 ст. 12 Федерального закона).
Решением суда от 22 ноября 2006 года в удовлетворении заявления отказано.
Участвующий в деле прокурор в кассационном представлении просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда и считает его правильным.
Как видно из материалов дела, Законом Республики Татарстан от 31 января 2005 г. N 20-ЗРТ "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Высокогорский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе", определены муниципальные образования (сельские поселения), входящие в состав муниципального образования "Высокогорский муниципальный район" и установлены границы их территорий. Так, статусом сельского поселения наделено Казакларское сельское поселение, в состав которого входят село Казаклар (административный центр), село Улля, деревни Махмур и Наратлык.
Оспариваемым постановлением Кабинета министров Республики Татарстан принято предложение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района с учетом государственной экологической экспертизы:
об утверждении черты села Казаклар Высокогорского муниципального района;
о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 55,04 гектара, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 16:16:111003:0021 в границах согласно кадастровому плану в категорию земель поселений в связи с изменением черты с. Казаклар.
Не соглашаясь с доводами прокурора о том, что в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Кабинет министров Республики Татарстан был не в праве утверждать (изменять) черту села Казаклар без учёта мнение населения, суд обоснованно исходил из того, что в результате изменения черты села Казаклар, не обладающего статусом муниципального образования, изменения установленных законом границ муниципальных образований не произошло.
В этой связи суд сделал правильный вывод о том, что в данном случае к вопросам административно-территориального устройства нормы пункта 4 статьи 12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" неприменимы.
Суд обоснованно сослался на пункт 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации, который черту поселения определяет как внешнюю границу земель поселений, отделяющую эти земли от земель иных категорий.
Земли поселений в силу пункта 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ - земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.
Таким образом, черта поселения это внешняя граница земель, используемых и предназначенных для застройки и развития поселения. Такое понятие поселения подпадает под определение населенный пункт - территория, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы (черты) и служащая постоянным местом проживания населения. При этом статья 86 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает существование пригородных зон, включающих в себя земли, находящиеся за пределами черты городских поселений. В пригородных зонах выделяются территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города.
С учетом изложенного суд правомерно заметил, что земельное законодательство Российской Федерации исходит из понимания территории поселения как территории административно-территориальной единицы (населенного пункта), но не поселения в смысле вида муниципального образования.
Утверждение же и изменение черты городских и сельских поселений пункт 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации относит к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Земельного кодекса Республики Татарстан утверждение и изменение черты городских и сельских поселений в Республике Татарстан осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Татарстан.
Установление и изменение границ (черты) населенных пунктов в Республике Татарстан регулируются Законом Республики Татарстан "Об административно-территориальном устройстве", статьей 11 которого установление и изменение границ (черты) населенных пунктов отнесено к полномочиям именно Кабинета министров Республики Татарстан.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что Кабинет министров Республики Татарстан, утверждая в оспариваемом постановлении черту населенного пункта - села Казаклар, не вышел за пределы полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.
Суд обоснованно отверг довод прокурора и о том, что перевод земельного участка сельскохозяйственного назначения в категорию земель поселений Кабинетом министров Республики Татарстан осуществлён в нарушение компетенции органов местного самоуправления.
Полномочие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации переводить земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и земель сельскохозяйственного назначения из одной категории в другую закреплено в подпункте 2 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации. Подпункт 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" допускает перевод земель сельскохозяйственных угодий или земель участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в случае, связанном с установлением или изменением черты поселений.
Кроме того, согласно статье 15 Федерального закона "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Республики Татарстан перевод земельных участков сельскохозяйственного назначения в категорию земель поселений осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Кабинетом министров Республики Татарстан.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе прокурору в удовлетворении заявления о признании оспариваемого постановления Кабинета министров Республики Татарстан недействующим следует признать законным и обоснованным.
Довод кассационного представления о том, что в соответствии с постановлением Кабинета министров Республики Татарстан "Об утверждении формы ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и состава прилагаемых к нему документов" N 523 от 25 октября 2006 года необходимо предоставление решения представительного органа местного самоуправления об изменении черты населённого пункта, к вопросу изменения границ села Казаклар отношения не имеет, поскольку названное постановление принято позже оспариваемого.
К тому же, как следует из статьи 3 Федерального закона "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", в случае, если к ходатайству о переводе приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства в рассмотрении ходатайства может быть отказано органом исполнительной власти, что свидетельствует не об обязанности, а об усмотрении последнего.
Ссылка в представлении на необоснованное неприменение судом при разрешении спора положений пункта 3 статьи 15 названного выше Федерального закона является несостоятельной.
В соответствии с данной нормой до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.
Учитывая, что до дня вступления данного Закона границы села Казаклар установлены не были, суд обоснованно применил не пункт 3, а пункт 2 той же статьи, согласно которому в иных, помимо федеральных нужд, случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Прочие доводы кассационного представления направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ определила:
решение Верховного суда Республики Татарстан от 22 ноября 2006 года оставить без изменения, а кассационное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Соловьёв |
Судьи |
Хаменков В.Б. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 февраля 2007 г. N 11-Г07-5
Текст определения официально опубликован не был