Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 марта 2004 г. N 60-Г04-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Г.В. Манохиной, судей A.M. Macлова и Т.И. Еременко
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Славянское" о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений "Порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Камчатской области", утвержденных постановлением губернатора Камчатской области от 2 июля 2003 года N 272 по кассационной жалобе губернатора Камчатской области на решение Камчатского областного суда от 29 декабря 2003 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Маелова A.M., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Администрация Камчатской области от 2 июля 2003 года N 272 утверждены "Порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Камчатской области", пунктом 6 "г" которого предусмотрено, что необходимым условием для учреждения акцизного склада является обеспечение оборота (продажи) алкогольной продукции за год, предшествующей дате подачи заявления о выдаче разрешения, не менее 70 тысяч декалитров, в том числе алкогольной продукции производства предприятий изготовителей Камчатской области не менее 30 процентов от общего оборота алкогольной продукции (для оптовых организаций). Пунктом 14 "д" установлено, что действие разрешения может быть приостановлено Управлением в случае необеспечение объема оборота (продажи) алкогольной продукции производства предприятий изготовителей Камчатской области, установленного подпунктом "г" пункта 6 настоящего порядка.
ООО "Славянское" просит признать недействительными приведенные положения "Порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Камчатской области", ссылаясь на то, что они не соответствуют федеральному законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя как хозяйствующего субъекта.
В судебном заседании представители губернатора Камчатской области и администрации Камчатской области требования заявителя не признали. Представитель Камчатского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства заявленные требования считал обоснованными.
Решением Камчатского областного суда от 29 декабря 2003 г. подпункт "г" пункта 6 и подпункт "д" пункта 14 "Порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Камчатской области", утвержденных постановлением губернатора Камчатской области от 2 июля 2003 года N 272 признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия.
Губернатор Камчатской области подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявления. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, не учел, что оспариваются те нормы, регулирование которых федеральным законом отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения.
Удовлетворяя заявление ООО "Славянское", суд свои выводы обосновал тем, что правовые нормы, содержащиеся в подпункте "г" пункта 6 и подпункте "д" пункта 14 "Порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Камчатской области", устанавливают дополнительные, не предусмотренные федеральным законом ограничения для получения хозяйствующими субъектами разрешения на учреждение акцизного склада.
Данный вывод основан на нормах материального права и не опровергается доводами кассационной жалобы.
Судом правильно признано, что оспариваемыми нормами установлены условия, принудительно обязывающие хозяйствующих субъектов обеспечивать определенный годовой оборот алкогольной продукции, а также приобретать и реализовывать в определенных объемах продукцию местных предприятий изготовителей, которые ограничивают гарантированную Конституцией РФ свободу экономической деятельности, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, а также ограничивают в нарушение статей 1, 49, 421 ГК РФ правоспособность юридических лиц, уже обусловленную наличием лицензии, их свободу в установлении гражданских прав и обязанностей на основе договора, возможность ограничения которых может допускаться только на основании федерального закона. Кроме того, статья 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в редакции от 09.10.2002 N 122-ФЗ запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Довод кассационной жалобы о том, что "Порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Камчатской области" направлен на обеспечение государственного контроля за качеством, объемом производства и оборота алкогольной продукции, то есть относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, нельзя признать убедительным.
Статья 6 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" определяет предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, однако не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации ограничение прав хозяйствующих субъектов регламентацией происхождения продукции и объема ее реализации.
Пунктом 4 "Общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 723 установлено, что с учетом особенностей регионального рынка алкогольной продукции орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может устанавливать дополнительные условия выдачи разрешения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Как установлено выше оспариваемые нормы не соответствуют федеральному закону.
Нельзя согласиться с доводом о том, что особенности рынка алкогольной продукции допускают возможность ограничения гражданских прав хозяйствующих субъектов. Пункт 2 Гражданского кодекса РФ, на который имеется ссылка в кассационной жалобе, устанавливает, что лишь на основании федерального закона гражданские права могут быть ограничены.
Гражданское право согласно ст. 71 п. "о" Конституции Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации.
С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит доводы кассационной жалобы убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
Решение Камчатского областного суда от 29 декабря 2003 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу губернатора Камчатской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Судьи |
A.M. Macлов |
|
Т.И. Еременко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 марта 2004 г. N 60-Г04-4
Текст определения официально опубликован не был