Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 июня 2003 г. N 6-Г03-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Кнышева В.П., судей Корчашкиной Т.Е., Беспаловой З.Д.
рассмотрела в судебном заседании от 10 июня 2003 г. дело по заявлению прокурора Рязанской области о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Рязанской области "О делегировании органам местного самоуправления Рязанской области полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, об условиях и порядке осуществления контроля за их реализацией" от 31 декабря 1998 г. N 25-ОЗ по кассационной жалобе Рязанской областной Думы на решение Рязанского областного суда от 20 марта 2003 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Рязанской области обратился в суд с вышеназванным заявлением, ссылаясь на то, что принятый Рязанской областной Думой 31 декабря 1998 года Закон Рязанской области "О делегировании органам местного самоуправления Рязанской области полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, об условиях и порядке осуществления контроля за их реализацией", противоречит федеральному законодательству.
Оспариваемым Законом области полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния переданы органам местного самоуправления муниципальных образований бессрочно.
По мнению прокурора, этот Закон Рязанской области противоречит ст. 4 ФЗ "Об актах гражданского состояния", установившей, что органы, обладающие полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния, могут быть образованы только в системе органов государственной власти. Субъекты РФ по данному предмету ведения наделены лишь правом решать вопросы создания и деятельности этих органов в той системе, в которой они определены данным Федеральным законом, т.е. в системе государственных органов. Создание этих органов в структуре органов местного самоуправления не предусматривается. Органы местного самоуправления, согласно ст.ст. 6, 8 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" не входят в систему органов государственной власти, их структура определяется населением самостоятельно.
Решением Рязанского областного суда от 20 марта 2003 г. заявление прокурора удовлетворено: Закон Рязанской области "О делегировании органам местного самоуправления Рязанской области полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, об условиях и порядке осуществления контроля за их реализацией" от 31 декабря 1998 года N 25-ОЗ признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу.
Рязанская областная Дума обязана опубликовать в средствах массовой информации сообщение о принятом судом решении.
В кассационной жалобе Рязанской областной Думы поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с тем, что судом не была привлечена к участию в деле администрация Рязанской области, которая является главным распорядителем средств областного бюджета.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Обжалуемым Законом области полномочия Рязанской области по государственной регистрации актов гражданского состояния переданы органам местного самоуправления муниципальных образований районов и городов Рязанской области бессрочно.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд правильно исходил из того, что в силу ст.ст. 1, 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" органы, производящие государственную регистрацию актов гражданского состояния, определяются этим Федеральным законом. Данными полномочиями наделяются органы записи актов гражданского состояния, образованные органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Таким образом, указанным Федеральным законом установлено, что органы записи актов гражданского состояния образуются органами государственной власти. Органы государственной власти субъектов РФ не обладают правом образовывать какие-либо органы в структуре органов местного самоуправления. Следовательно, органы, обладающие полномочиями по государственной регистрации актов гражданского законодательства, могут быть образованы только в системе органов государственной власти. Субъекты Российской Федерации наделены правом решать вопросы создания и деятельности этих органов в той системе, в которой они определены Федеральным законом, так как по смыслу приведенных норм права субъекты РФ вправе наделить органы местного самоуправления только теми полномочиями, которыми обладают сами. В рассматриваемой же ситуации органы государственной власти Рязанской области наделены Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" полномочиями по образованию и организации деятельности органов записи актов гражданского состояния, а обжалуемым Законом органы местного самоуправления были наделены не указанными полномочиями, а полномочиями по осуществлению государственной регистрации актов гражданского состояния, в результате чего вопреки положениям вышеназванного Федерального закона регистрацию актов гражданского состояния в Рязанской области производят не органы записи актов гражданского состояния, образованные органами государственной власти, а органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 5 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не вправе осуществлять законодательное регулирование по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации.
Осуществление государственной регистрации актов гражданского состояния регулируется гражданским законодательством (ст. 47 Гражданского кодекса РФ) и находится в ведении Российской Федерации. Поэтому передача органам местного самоуправления Рязанской области названных государственных полномочий находится за пределами полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, вывод суда о принятии областной Думой оспариваемого Закона с превышением своих полномочий является правильным.
Довод кассационной жалобы Рязанской областной Думы о не привлечении судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрации Рязанской области не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку это обстоятельство не затрагивает права и интересы Думы. В случае нарушения чьих-либо прав и законных интересов, указанные лица вправе в установленном законом порядке обжаловать состоявшееся по делу решение суда.
При таких обстоятельствах, оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360-362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Рязанского областного суда от 20 марта 2003 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Рязанской областной Думы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Кнышев В.П. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Беспалова З.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 июня 2003 г. N 6-Г03-2
Текст определения официально опубликован не был