Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2005 г. N 11-Г05-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Пирожкова В.Н.,
судей - Соловьёва В.Н. и Хаменкова В.Б.
рассмотрела в судебном заседании от 12 октября 2005 года дело по кассационному представлению участвующего в деле прокурора на решение Верховного суда Республики Татарстан от 13 июля 2005 года, которым в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1 и 2 Указа Президента Республики Татарстан от 31 марта 2005 года N УП-111 "О порядке и сроках составления в Республике Татарстан списков кандидатов в присяжные заседатели Верховного суда Республики Татарстан и Приволжского окружного военного суда" отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия но гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
пунктом 1 названного выше Указа Президента Республики Татарстан утвержден порядок составления списков кандидатов в присяжные заседатели Верховного суда Республики Татарстан и Приволжского окружного военного суда.
В соответствии с пунктом 2 данного Указа сроки составления в Республике Татарстан списков кандидатов в присяжные заседатели Верховного суда Республики Татарстан и Приволжского окружного военного суда, а также число граждан, которых необходимо включить в списки кандидатов в присяжные заседатели от соответствующего муниципального образования, устанавливаются Президентом Республики Татарстан и доводятся до исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований Республики Татарстан.
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением о признании приведённых положений противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
В обоснование заявления указал на их противоречие положениям Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", согласно части 3 статьи 4 которого число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. А в соответствии с частью 2 статьи 5 данного Федерального закона порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели устанавливает также высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Республики Татарстан исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Татарстан является Кабинет министров Республики Татарстан, Президент же республики является главой государства и высшим должностным лицом Республики Татарстан.
В связи с этим оспариваемые положения, по мнению прокурора, приняты Президентом республики по вопросу, не отнесённому к его компетенции.
Решением Верховного суда Республики Татарстан от 13 июля 2005 года в удовлетворении заявления прокурору отказано.
В кассационном представлении участвующий в деле прокурор просит об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Действительно, в соответствии с частью 3 статьи 4, частью 2 статьи 5 данного Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Им же устанавливается порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели.
Однако, как правильно указал в решении суд, совершение указанных действий Президентом Республики Татарстан не должно рассматриваться как противоречие федеральному закону.
В подтверждение своей позиции суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 17 указанного Федерального закона установлено, что структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Из приведённых положений буквально следует, что при установлении конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации данное лицо возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, являясь его руководителем.
В связи с этим вывод суда о том, что своим актом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить сроки и порядок составления списков кандидатов в присяжные заседатели, определить число граждан, подлежащих включению в такой список.
Согласно статье 94 Конституции Республики Татарстан Президент Республики Татарстан возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, руководит деятельностью Кабинета Министров Республики Татарстан.
Нормы аналогичного характера содержит и Закон Республики Татарстан "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан", в соответствии с пунктом 1 статьи 9, пунктом 2 статьи 10 которого Президент Республики Татарстан в соответствии с Конституцией Республики Татарстан является главой государства и высшим должностным лицом Республики Татарстан, возглавляющим установленную законом систему исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан. Президент Республики Татарстан обеспечивает функционирование системы органов исполнительной власти Республики Татарстан, руководит деятельностью Кабинета Министров Республики Татарстан, который ответственен перед ним.
Следовательно, Президент Республики Татарстан как высшее должностное лицо Республики Татарстан, возглавляющее систему исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, руководящее деятельностью Кабинета Министров Республики Татарстан, вправе издать акт об определении порядка и сроков составления списков кандидатов в присяжные заседатели в Республике Татарстан.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 1 и 2 Указа Президента Республики Татарстан от 31 марта 2005 года N УП-111 "О порядке и сроках составления в Республике Татарстан списков кандидатов в присяжные заседатели Верховного суда Республики Татарстан и Приволжского окружного военного суда" следует признать законным и обоснованным.
Ссылка участвующего в деле прокурора на то, что Кабинет Министров Республики Татарстан является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, коллегиальным органом, а Президент Республики Татарстан - главой республики и высшим должностным лицом, и их компетенция различна, а потому последний не мог единолично принять оспариваемый нормативный правовой акт, в рассматриваемом случае является ошибочной.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на принципах разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, самостоятельного осуществления законодательными, исполнительными и судебными органами государственной власти принадлежащих им полномочий.
Как усматривается из главы III данного Закона высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) образуют единую систему исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации,
Следовательно, когда в Федеральном законе "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" речь идёт о совершении определённых действий высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, совершение тех же действий руководителем этого органа не может расцениваться как вмешательство в компетенцию последнего.
К тому же, как правомерно отметил суд в своём решении, Федеральный закон "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" коллегиального решения исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопросов составления списка кандидатов в присяжные заседатели не предусматривает.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, кассационное представление участвующего в деле прокурора не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Татарстан от 13 июля 2005 года оставить без изменения, а кассационное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Соловьёв В.Н. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2005 г. N 11-Г05-13
Текст определения официально опубликован не был