Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2008 г. N 13-Д08-1
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Коваля В.С.,
судей Кузьмина Б.С. и Мезенцева А.К.
рассмотрела в судебном заседании надзорную жалобу осужденной Вязьмикиной Т.П. о пересмотре приговора мирового судьи судебного участка N 1 Сосновского р-на Тамбовской области от 4 октября 2004 года и постановления президиума Тамбовского областного суда от 9 августа 2007 года.
По приговору мирового судьи судебного участка N 1 Сосновского района Тамбовской области от 4 октября 2004 года
Вязьмикина Т.П., ...,
осуждена по ст. 159 ч. 1 УК РФ к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком 6 месяцев.
В кассационном порядке дело не рассматривалось.
Постановлением президиума Тамбовского областного суда от 9 августа 2007 года приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Мезенцева А.К., выступление прокурора Фомина Г.П., полагавшего приговор и постановление президиума отменить, дело направить на новое рассмотрение, судебная коллегия установила:
По приговору суда Вязьмикина Т.П. признана виновной в совершении мошенничества при следующих обстоятельствах.
Вязьмикина Т.П., местом жительства которой являлся р.п. ..., зная, что село ... находится в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом, с целью досрочного выхода на пенсию по старости, с уменьшением пенсионного возраста на 3 года, 24 марта 2003 года зарегистрировалась в селе ... в доме Н.
При этом как до, так и после регистрации в с. ... Вязьмикина Т.П. фактически проживала в с р.п. ...
Получив из ... сельсовета ... справку о том, что она постоянно проживает в с. ..., то есть в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, Вязьмикина вместе с заявлением от 2 июня 2003 года о назначении пенсии и другими документами 2 июня 2003 года представила данную справку в ГУ-УПФ (пенсионный фонд) по ... району о месте своего жительства, не соответствующую действительности, чем ввела в заблуждение сотрудников пенсионного фонда о месте своего жительства.
В результате обмана со стороны Вязьмикиной Т.П. пенсия по старости ей была назначена досрочно со 2 июня 2003 года с уменьшением пенсионного возраста на три года и пожизненно. При этом Вязьмикиной Т.П. было похищено ... рублей - суммы незаконно начисленных и выплаченных ей пенсионных выплат.
В надзорной жалобе Вязьмикина Т.П. просит отменить состоявшиеся судебные решения и прекратить её уголовное преследование. Она ссылается на то, что в р.п. ... она проживала со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС, то есть в зоне, которая с 26 апреля 1986 г. и по 1 февраля 1998 года относилась к территории с льготным социально-экономическим статусом. Умысел на хищение денежных средств у неё отсутствовал, поскольку она имела право на получение назначенной ей пенсии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в надзорной жалобе, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.ст. 32-35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с данной территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечание к ст. 35 указанного Закона).
Гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (ст. 34 Закона в редакции от 24 ноября 1995 г.).
Квалифицируя действия Вязьмикиной Т.П. по ст. 159 ч. 1 УК РФ, суд указал, что преступление последней совершено с прямым умыслом, поскольку она с целью назначения и получения пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 3 года (то есть с корыстной целью), представила в пенсионный фонд ложные сведения о месте своего жительства, чем ввела в заблуждение работников пенсионного фонда.
Вместе с тем, как следует из представленных материалов уголовного дела, Вязьмикина Т.П. проживала на территории р.п. ..., который был признан зоной с льготным социально-экономическим статусом в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС с 30 июня 1986 года до 1 февраля 1998 года.
В постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года и от 19 июня 2002 года неоднократно подчёркивалось, что не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации, как социального правового государства.
Положения части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которыми к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, направлены на повышенную социальную защиту указанных категорий граждан: отнесение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы к той или иной категории предопределяет лишь вид и объём возмещения вреда и мер социальной поддержки, но не лишает права получить их в объёме, адекватном фактическому повреждению здоровья (имущества) или испытанному риску вследствие проживания и работы на радиоактивно заражённой территории.
По смыслу закона, при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим на территории, не относящейся к заражённой по решению Правительства Российской Федерации, но подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением пенсионного возраста для зоны проживания с правом на отселение с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые три года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более, чем на 5 лет в общей сложности, для зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Аналогичная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года за N 403-О, согласно которой положения статей 33 и 34 в их единстве и во взаимосвязи с п.п. 7, 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и п. 2 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учётом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
Эти положения при рассмотрении дела не получили надлежащей оценки, в связи с чем приговор нельзя признать законным и обоснованным, он подлежит отмене, как и надзорное постановление.
Таким образом, при новом рассмотрении уголовного дела следует дать всестороннюю оценку доводам Вязьмикиной Т.П. об отсутствии у неё умысла на хищение чужого имущества и состава мошенничества, тщательно исследовать обстоятельства, связанные с обращением осуждённой в пенсионный фонд и последующим оформлением пенсии, учесть особенности и специфику законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, всесторонне, полно и объективно исследовать всю совокупность доказательств по делу, принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 407, 408 УПК РФ, судебная коллегия определила:
надзорную жалобу осужденной Вязьмикиной Т.П. удовлетворить.
Приговор мирового судьи судебного участка N 1 Сосновского района Тамбовской области от 4 октября 2004 года и постановление президиума Тамбовского областного суда от 9 августа 2007 года в отношении Вязьмикиной Т.П. отменить.
Уголовное дело направить на новое судебное разбирательство со стадии судебного разбирательства мировому судье Сосновского района Тамбовской области в ином составе суда.
Председательствующий |
В.С. Коваль |
Судьи |
Б.С. Кузьмин |
|
А.К. Мезенцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2008 г. N 13-Д08-1
Текст определения официально опубликован не был