Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2003 г. N 18-Г03-25
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Г.В. Манохиной
судей А.В. Харланова и В.П. Меркулова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Кропотова В.В., Меляковой С.И., Доценко Г.В. о признании противоречащим закону распоряжений администрации Краснодарского края N 1115-р от 25 декабря 1995 года, N 782-р от 14 июля 1997 года "Об оценке строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности"; N 28-рп от 12 мая 1998 года, NN 73-р, 74-р от 20 января 2000 года "Об оценке строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в целях их налогообложения", по кассационной жалобе Кропотова В.В., Меляковой С.И., Доценко Г.В. на решение Краснодарского краевого суда от 26 августа 2003 года
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения представителя заявителей Коржовой В.А., Кропотова В.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
распоряжением главы администрации Краснодарского края N 1115-р от 25 декабря 1995 года "Об оценке строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности" утверждены коэффициенты для производства пересчета стоимости строений, помещений (квартир) и сооружений в уровень цен 1995 года в размере 6501,15; 5291,44; 3285,05; 547,77; 2,45 к оценочной стоимости в ценах соответственно 1969, 1984, 1991, 1992, 1994 года, разработанные Краснодарским краевым центром ценообразования в строительстве "Кубаньстройцена".
Пункт 1.1 распоряжения обязанность по оценке строений, помещений (квартир) и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, возложил на местные бюро технической инвентаризации.
Распоряжением главы администрации Краснодарского края N 782-р от 14 июля 1997 года с аналогичным названием утверждены коэффициенты для производства пересчета стоимости строений, помещений (квартир) и сооружений в уровень цен 1997 года в размере 10979,8; 8820,64; 5412,93; 892,13; 4,42; 2,21; 1,20 к оценочной стоимости в ценах соответственно 1969, 1984, 1991, 1992, 1994, 1995, 1996 года, разработанных Краснодарским краевым центром ценообразования в строительстве "Кубаньстройцена".
Пунктом 1.1 распоряжения обязанность по оценке возложена на местные бюро технической инвентаризации.
Распоряжениями главы администрации Краснодарского края N 28-рп от 12 мая 1998 года, NN 73-р, 74-р от 20 января 2000 года "Об оценке строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в целях их налогообложения" утверждены коэффициенты соответственно для пересчета в уровень цен 1998 года стоимость строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности в целях их налогообложения, в размере 1,12 к оценочной стоимости строений, помещений, сооружений в ценах 1997 года; для пересчета в уровень цен 1999 года - в размере 1,42 к оценочной стоимости строений, помещений, сооружений в ценах 1998 года; для пересчета в уровень цен 2000 года - в размере 1,36 к оценочной стоимости строений, помещений и сооружений в ценах 1999 года.
Кропотов В.В., Мелякова С.И., Доценко Г.В. обратились в суд с заявлением о признании противоречащим закону вышеназванных распоряжений, так как применение повышающих коэффициентов ведет к необоснованному завышению стоимости принадлежащих им жилых домов, что влечет за собой увеличение налога на имущество.
Оспариваемые распоряжения в установленном порядке не были опубликованы и приняты неуполномоченным органом.
Распоряжением N 1115-р от 25 декабря 1995 года установлены новые коэффициенты, отличающиеся по размерам от принятых Федеральными органами, в то время как субъектом РФ было разрешено вводить коэффициенты лишь с 1991 года.
Незаконно на прошедший период - 1999 года введен коэффициент распоряжением администрации N 73-р от 20 января 2000 года.
Решением Краснодарского краевого суда от 26 августа 2003 года постановлено: об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, так как полагают, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно Распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 марта 1992 года N 469-р и в соответствии с Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлен Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности. Пунктом 1.4. данного Порядка предусмотрена ежегодная оценка строений по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, которая проводится не ранее одного раза в пять лет.
Оценка строений производится по их инвентаризационной стоимости, которая определяется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки. Стоимость определяется пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным Госстроем СССР и РСФСР, а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республики, краев, областей.
Утвержденные главой администрации Краснодарского края в оспариваемых распоряжениях коэффициенты разработаны Краснодарским краевым центром ценообразования в строительстве "Кубаньстройцена". Обязанность по оценке строений, помещений (квартир), сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, возлагалась на местные бюро технической инвентаризации.
Оспариваемые распоряжения были опубликованы в газете "Кубанские Новости" 30.06.2003 г.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что вышеназванные распоряжения администрации Краснодарского края приняты в пределах полномочий в соответствии с действующими нормативными актами и не противоречат федеральному законодательству, сделан правильно.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда.
Оспариваемое распоряжение, касается вопросов переоценки принадлежащих гражданам строений и не регулирует правоотношений, указанных в ст. 2 Налогового кодекса РФ.
Неосновательны доводы о том, что коэффициенты, утвержденные распоряжением N 1115-р от 25 декабря 1995 года, сокрыты в последующих распоряжениях администрации, что, по мнению заявителей, значительно увеличивает оценочную стоимость строений, поскольку они не применялись при оценке домовладений.
Сроки утверждения коэффициентов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не устанавливаются на будущее время, а применяются для пересчета цен стоимости строений в уровень цен конкретного года, например, 1999 года по распоряжению N 73-р от 20.01.2000 года.
Необоснованность иных доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность решения суда.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Краснодарского краевого суда от 26 августа 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Кропотова В.В., Меляковой С.И., Доценко Г.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Судьи |
А.В. Харланов |
|
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2003 г. N 18-Г03-25
Текст определения официально опубликован не был