Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 мая 2005 г. N 18-Г05-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи В.Н. Пирожкова
судей Г.В. Макарова и В.П. Меркулова
рассмотрела в судебном заседании от 18 мая 2005 г. гражданское дело по заявлению Михайлова Ю.С. о признании недействующим Закона Краснодарского края N 808-КЗ от 15.12.2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" в части установления размера ежемесячной денежной выплаты в размере 300 рублей жертвам политических репрессий, являющихся пенсионерами, по кассационной жалобе заявителя на решение Краснодарского краевого суда от 28 февраля 2005 г. которым постановлено: "Отказать Михайлову Ю.С. в удовлетворении заявления о признании недействующей статьи 2 Закона Краснодарского края N 808-КЗ от 15.12.2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" в части установления размера ежемесячной денежной выплаты в размере 300 рублей, жертвам политических репрессий, являющимся пенсионерами".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Макарова Г.В., объяснения представителя Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края Тарасова Л.Е., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия установила:
Михайлов Ю.С. обратился в суд с указанным выше заявлением, ссылаясь на то, что ранее действовавший федеральный закон "О реабилитации жертв политических репрессий" предусматривал для граждан данной категории 17 видов льгот: первоочередное право на получение жилья, получение путевок в санаторий; первоочередное право на получение жилья, получение путевок в санаторий; внеочередное оказание медицинской помощи; 50% скидку на лекарства; бесплатное обеспечение автомобилем ЗАЗ; бесплатный проезд всеми видами городского транспорта; бесплатный проезд на железнодорожном транспорте по стране (туда и обратно) один раз в год; первоочередное вступление в ЖСК; бесплатная установка телефона; внеочередной прием в дома престарелых; бесплатное изготовление протезов; льготное обеспечение товарами; погребение за счет государства; возвращение изъятого имущества и он ежегодно пользовался последними. С принятием последнего закона "О реабилитации жертв политических репрессий" определять размеры компенсации предоставлено субъектам РФ. Оспариваемый закон края наносит вред здоровью, причиняет материальный ущерб и снижает уровень жизни, так как замена действовавших льгот на компенсацию в 300 руб. в месяц противоречит ст. 153 ФЗ N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ".
По делу постановлено проведенное выше решение.
В кассационной жалобе указывается о несогласии с решением суда за необоснованностью последнего, а заявленное требование подлежащим удовлетворению. В обоснование жалобы указано на то, что согласно ст. 8 Конституции РФ суд должен руководствоваться лишь Конституцией и Федеральными законами. Принятие краевого закона с учетом длящихся правоотношений наносит вред здоровью, поскольку лишает право на охрану его. Кроме того, закон определил размер компенсации в 300 рублей в месяц, что наносит материальный ущерб в 2005 году без учета расходов на коммунальные платежи, повышения тарифов и инфляции в сумме 20323 рубля 10 копеек или 1693 рубля 59 копеек ежемесячно. Законодательный акт Краснодарского края вошел в противоречие со статьями 41 и 53 Конституции РФ. При принятии закона края не учтено два требования пункта 2 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ, а именно: социальные выплаты и компенсации не могут быть ниже, чем они были на 31 декабря 2004 года; после 31 декабря 2004 года объем финансирования и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
При вынесении решения суд исходил из того, что основанием обращения заявителя в суд является его несогласие с установленным низким уровнем денежной компенсации за ранее предоставлявшиеся реальные льготы имевшим на то право лицам, что противоречит ст. 153 ФЗ N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г., но такое утверждение является неправильным, так как за указанными лицами сохранены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, по проезду на транспорте, установлены ежемесячные пенсионные выплаты в размере 300 рублей и совокупный объем финансирования соответствующих льгот, предоставляемых ранее в натуральной форме, увеличился более чем в три раза, а следовательно, установленные законом края социальные льготы и выплаты не ниже имевшихся до 31 декабря 2004 г. и не ухудшены, то есть противоречий с ФЗ N 122-ФЗ не имеется.
Судебная коллегия находит вывод суда правильным, так как он сделан в соответствии с установленными и имеющими значение по делу обстоятельствами и на основании законодательства, которым регулируются указанные заявителем вопросы. В решении дан анализ развитию федерального законодательства об уровне имевшейся и ныне действующей социальной защиты лиц, пострадавших от политических репрессий и указаны данные, на основании которых сделан вывод о том, что предусмотренные законом области меры социальной защиты не ухудшают ранее существовавшего положения и, в частности, не нарушают прав заявителя.
Доводы кассационной жалобы Михайлова Ю.С. являются аналогичными мотивам его обращения в суд, которые являлись предметом исследования и оценки суда, суждение которого, как отмечено выше, является правильным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:
решение Краснодарского краевого суда от 28 февраля 2005 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Михайлова Ю.С. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Г.В. Макаров |
|
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 мая 2005 г. N 18-Г05-6
Текст определения официально опубликован не был