Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2007 г. N 18-Г07-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Еременко Т.И.,
судей Калининой Л.А., Макарова Г.В.
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Колисниченко А.И., Цокур B.C., Головко В.Г., Шапочки С.А. об отмене решения Краснодарского краевого суда от 19 июня 2007 года, которым отказано в удовлетворении их заявления о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Краснодарского края N 808-КЗ от 15.12.2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей Законодательного Собрания Краснодарского края Загудаевой Е.Ю., Горбань А.Е., представителя администрации Краснодарского края Долгова А.А., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшего решение оставить без изменения, Судебная Коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
пунктом 1 статьи 5 Закона Краснодарского края N 808-КЗ от 15.12.2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" предусмотрено, что ветеранам труда после назначения им пенсии в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) ежемесячная денежная выплата в размере 245 рублей; 2) 50-процентная компенсация расходов на оплату жилого помещения в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, устанавливаемого администрацией Краснодарского края (но не ниже социальной нормы площади жилья, установленной по состоянию на 31 декабря 2004 года). Компенсация расходов на оплату жилого помещения предоставляется лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и распространяется на: нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию; родителей, детей и супруга (супруги) ветерана труда, совместно с ним проживающих и зарегистрированных по месту жительства в данном жилом помещении; 3) 50-процентная компенсация расходов на оплату коммунальных услуг (в пределах нормативов потребления указанных услуг, утвержденных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации); ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - оплата в размере 50 процентов стоимости топлива, приобретенного в пределах норм, установленных органами местного самоуправления для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Компенсация расходов на оплату указанных услуг предоставляется независимо от вида жилищного фонда; 4) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме изготовленных из драгоценных металлов) в сложных клинических и технологических случаях зубопротезирования, оказываемых в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в порядке, определяемом администрацией Краснодарского края.
Колисниченко А.И., Цокур B.C., Головко В.Г., Шапочка С.А., Соломин Ф.А., Котовникова В.М. обратились в суд с заявлением о признании недействующим подпунктов 1, 4 пункта 1, статьи 5 Закона Краснодарского края N 808-КЗ от 15.12.2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" сославшись на их противоречие Федеральным законам "О ветеранах" от 12 января 1995 года (в послед. ред.), "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 года.
В обоснование заявления указали, что сумма выплаты, установленная в размере 245 рублей не компенсирует льгот, которые данная категория граждан имела ранее, лишила ветеранов труда, военной службы, жертв политических репрессий, достигших возраста пенсионного обеспечения 60 лет и более, к коим они относятся, а, именно, по оплате в размере 50% абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, а также льгот по бесплатному протезированию и ремонту зубных протезов, в силу неясного изложения правовой нормы.
Законодательное Собрание, администрация Краснодарского края заявленными требованиями не согласились, просили отказать в удовлетворении данного заявления.
Решением Краснодарского краевого суда от 19 июня 2007 года заявителям отказано в удовлетворении их заявления.
В кассационной жалобе Колисниченко А.И., Цокур B.C., Головко В.Г., Шапочка С.А. просят решение отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение в Верховный суд Республики Адыгея. Суть доводов сводится к воспроизведению первоначального заявления.
Относительно кассационной жалобы, участвовавшим в деле прокурором, Законодательным Собранием, администрацией Краснодарского края поданы возражения.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд правильно исходил из того, что оспариваемые положения приняты в рамках компетенции субъекта Российской Федерации по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и, финансируемому из бюджета Краснодарского края. При этом общий объем финансирования на реализацию данного закона в 2005-2007 годах по сравнению с 2004 годом не только не уменьшен, но и увеличен.
Из содержания регионального закона, нормы которого оспариваются заявителями, предмет его правового регулирования составляют общественные отношения в сфере социальной защиты и социального обеспечения, а именно, а именно речь ведется о социальной поддержке отдельных категорий граждан, в том числе ветеранов труда. Меры социальной поддержки, установленные данным законом финансируются из бюджетных средств субъекта Российской Федерации.
Из материалов по делу, представленных департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края следует, что общий объем финансирования предоставления льгот по Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" в 2004 году с учетом средств федерального бюджета составил - 1 481 638 тыс. рублей, в 2005 году на реализацию Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N 808-КЗ (в части ветеранов труда и тружеников тыла) - 1 886 918 тыс. рублей. Кроме того, на предоставление льготных проездных документов было выделено 34 944 тыс. рублей. В 2006 году органами государственной власти Краснодарского края были осуществлены мероприятия по увеличению размера и объема мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Законом Краснодарского края от 6 декабря 2005 г. N 962-КЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края" с 1 января 2006 года был увеличен размер ежемесячной денежной выплаты труженикам тыла с 300 до 330 рублей, ветеранам труда - с 200 до 220 рублей, а с 01 января 2007 года до 245 рублей. Также, Законом Краснодарского края от 13 февраля 2006 г. N 987-КЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006 год", в частности, труженикам тыла и ветеранам труда было предоставлено право на: - приобретение по льготной стоимости проездного документа для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси); - получение ежемесячно шести талонов для приобретения билета с 50-процентной скидкой на проезд в автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения (кроме такси); - получение ежемесячно шести талонов для приобретения билета с 50-процентной скидкой на проезд в железнодорожном транспорте пригородного сообщения. Общий объем финансирования в 2006 году составил - 2 116 209 тыс. рублей, кроме того, на предоставление льготных проездных документов выделено 88 213 тыс. рублей. В 2007 году Законом Краснодарского края от 29 декабря 2006 г. N 1172-КЗ "О внесении изменения в Закон Краснодарского края "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006 год" действие Закона Краснодарского края от 13 февраля 2006 г. N 987-КЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006 год" было изменено в сторону распространения действия Закона на 2007 год.
Кроме того, в Закон Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" были внесены существенные дополнения, изменившие порядок предоставления и увеличившие количество мер социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла. Так, с 1 января 2007 года ветеранам труда предоставляется 50% компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ранее было снижение размеров оплаты жилья и коммунальных услуг на 50 процентов) в рамках Закона Краснодарского края от 28 июля 2006 г. N 1070-КЗ "О компенсации жителям Краснодарского края расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". Законом Краснодарского края от 14 декабря 2006 г. N 1139-K3 "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" указанным категориям граждан предоставлено право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме изготовленных из драгоценных металлов) в сложных клинических и технологических случаях зубопротезирования, оказываемых в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 декабря 2006 г. N 1124 "Об индексации некоторых социальных выплат с 1 января 2007 года и внесении изменения в постановление главы администрации Краснодарского края от 9 февраля 2006 года N 82" с 1 января 2007 года некоторым категориям жителей Краснодарского края социальные выплаты были индексированы, в итоге определены в следующих размерах: труженикам тыла - 365 рублей (ранее 330 рублей); - ветеранам труда - 245 рублей (ранее 220 рублей). Объем средств, предусмотренных на реализацию мер социальной поддержки ветеранам труда и труженикам тыла в 2007 году превышает расходы 2004 года на 83%. Плановые показатели расходов на 2007 год составляют - 2638025 тыс. рублей (включая ожидаемые расходы на бесплатное зубопротезирование), кроме того, на предоставление льготных проездных документов предусмотрено 67 748 тыс. рублей.
В соответствии с подпунктом "ж" части 1 статьи 72 и части# 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству. Согласно статьям 10, 13 22 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
По смыслу статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставляемых отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Таким образом, оснований для отмены решения не имеется. Решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с законодательством, регулирующим спорное правоотношение. Нормы материального Закона судом поняты и истолкованы правильно, вследствие чего сделан правильный вывод суда об отказе в удовлетворении требований заявителей о признании недействующими отдельных положений Закона Краснодарского края N 808-КЗ от 15.12.2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края".
Доводы о неопределенности правовой нормы в той ее части, которой установлена льгота на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, не обоснованы, поскольку сводятся к толкованию порядка реализации данной нормы. Между тем по смыслу оспариваемой нормы, такой порядок регулируется иным правовым актом и, который, заявителями не оспаривается.
Других доводов влекущих отмену решения в кассационной жалобе не содержится.
С учетом изложенного, руководствуясь, статьями 361, 362, 363, 364 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Краснодарского краевого суда от 19 июня 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Колисниченко А.И., Цокур B.C., Головко В.Г., Шапочки С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Еременко Т.И. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Макаров Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2007 г. N 18-Г07-10
Текст определения официально опубликован не был