Определение ВК Верховного Суда РФ от 28 мая 2003 г. N 1Н-07897/55
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего генерал-лейтенанта юстиции Уколова А.Т.
и судей генерал-лейтенанта юстиции Пархомчука Ю.В.,
генерал-майора юстиции Захарова Л.М.,
рассмотрела в заседании от 28 мая 2003 года заключение заместителя Генерального прокурора РФ - Главного военного прокурора на приговор военного трибунала Ростовского-на-Дону гарнизона от 25 августа 1949 года, оставленный без изменения военным трибуналом Донского военного округа 8 сентября 1949 года, согласно которому бывший военнослужащий РККА
Агузаров О.М. (М.),
осужден на основании ст. 58-1 б УК РСФСР к лишению свободы в ИТЛ на двадцать пять лет, с поражением прав, предусмотренных п.п. "а", "б", "в" ст. 31 УК РСФСР, на пять лет.
По протесту Генерального прокурора СССР определением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 6 августа 1955 года приговор и определение судов были изменены, а назначенное осужденному наказание с применением ст. 51 УК РСФСР снижено до шести лет лишения свободы в ИТЛ, без поражения прав и Агузаров из-под стражи освобожден.
Заслушав доклад генерал-лейтенанта юстиции Уколова А.Т. и выступление заместителя начальника отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Сожигаева А.Е., поддержавшего заключение, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
Агузаров признан виновным в том, что, будучи военнослужащим после пленения войсками неприятеля в июне 1943 года вступил в немецко-фашистскую армию и дал обязательство активно бороться против Советского Союза. Приняв присягу, после прохождения военной подготовки был направлен ..., а затем ..., где в составе чечено-ингушской роты до февраля 1944 года нес караульную и патрульную службу, неоднократно принимал участие в засадах, боевых и разведывательных операциях против партизан. В феврале 1944 года перешел на сторону ... партизан, а в октябре 1944 года был передан советскому командованию и по июнь 1945 года находился в спецлагере, где скрыл свою службу в немецкой армии.
В заключении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора предлагается признать Агузарова не подлежащим реабилитации.
В обоснование этого указано, что на предварительном следствии и в суде Агузаров признал себя виновным в измене родине и показал, что в июле 1942 года попал в плен к немцам и содержался в различных лагерях военнопленных. В июне 1943 года поступил на службу ... немецкой армии и подписал обязательство активно бороться против Советского Союза, принял присягу на Верность фашистской Германии и после прохождения военной подготовки был направлен ..., где нес службу по охране немецких военных объектов. В ноябре 1943 года был направлен на борьбу с греческими партизанами, на сторону которых перешел в январе 1944 года.
Помимо личного признания, виновность Агузарова в измене родине подтверждается показаниями свидетелей К., К., Д. и Ц., каждый из которых подтвердил факт прохождения Алиевым службы в ... немецкой армии, содержанием трофейного немецкого документа - личной карточки легионера Агузарова и другими доказательствами, достоверность которых сомнений не вызывает.
Оценив собранные по делу доказательства, Военная коллегия находит, что за измену родине Агузаров О.М. осужден обоснованно, поэтому заключение военного прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 9, 10 Закона РФ от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" и ст.ст. 407 и 408 УПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
Признать Агузарова О.М. (М.) не подлежащим реабилитации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение ВК Верховного Суда РФ от 28 мая 2003 г. N 1Н-07897/55
Текст определения официально опубликован не был