Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 июня 2004 г. N 24-Г04-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Манохиной Г.В.,
судей - Меркулова В.П. и Хаменкова В.Б.
рассмотрела в судебном заседании от 23 июня 2004 года дело по кассационной жалобе Мишина В.В., Москалёва Д.И., Шпиталенко Ю.И., Епинина И.В. и Даурова М.Т. на решение Верховного суда Республики Адыгея от 31 марта 2004 года, которым им отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими Указа Президента Республики Адыгея от 13 ноября 2003 года N 170 "О внесении изменений в указ президента Республики Адыгея от 18 января 2000 года N 13 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Республики Адыгея и должности в органах представительной и исполнительной власти Адыгейской автономной области" и постановления Кабинета министров Республики Адыгея от 17 ноября 2003 года N 323 "О внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета министров Республики Адыгея от 17 июля 2000 года N 240 "Об утверждении положения о порядке установления, выплаты и перерасчете ежемесячных доплат к государственным пенсиям".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Епинина И.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителей президента Республики Адыгея и Министерства труда и социального развития Республики Адыгея Шаова И.К. и Берзегова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Указом Президента Республики Адыгея от 13 ноября 2003 года N 170 "О внесении изменений в указ президента Республики Адыгея от 18 января 2000 года N 13 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Республики Адыгея и должности в органах представительной и исполнительной власти Адыгейской автономной области", а также постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 17 ноября 2003 года N 323 "О внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета министров Республики Адыгея от 17 июля 2000 года "Об утверждении положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячных доплат к государственным пенсиям" установлено, что размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии исчисляется исходя из 1,8 должностного оклада, установленного по замещавшейся государственной должности Республики Адыгея, а лицам, замещавшим должности в органах представительной и исполнительной власти Адыгейской автономной области, 1,8 должностного оклада, установленного по той государственной должности государственной службы Республики Адыгея, к которой приравнена ранее занимаемая лицом должность. В отношении лиц, которым ежемесячная доплата к пенсии установлена до вступления в силу этого указа, нормы об исчислении ежемесячной доплаты, исходя из 1,8 должностного оклада, применяются при перерасчете в установленном законодательством Республики Адыгея порядке размера установленной доплаты к пенсии в связи с повышением должностного оклада.
Мишин В.В., Москалев Д.И., Шпиталенко Ю.И., Епинин И.В. и Дауров М.Т., считая, что указ Президента и постановление Кабинета министров Республики Адыгея противоречат Федеральному законодательству и принятым ранее законодательным актам Республики Адыгея, существенно ущемляют их права на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, обратились в суд с заявлением о признании этих актов недействующими со дня их принятия.
Решением суда от 31 марта 2004 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе заявители просят об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда и считает его правильным.
Согласно пункту ж части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом.
Отказывая заявителям в удовлетворении требований, суд обоснованно исходил из того, что в Российской Федерации не принят федеральный закон, который регулировал бы вопросы предоставления социальных гарантий лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации.
В связи с этим суд сделал правильный вывод о том, что президент Республики Адыгея вправе издавать указы о социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Республики Адыгея, включая оспариваемый заявителями Указ от 13.11.2003 года N 170 "О внесении изменений в указ президента Республики Адыгея от 18 января 2000 года N 13 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Республики Адыгея и должности в органах представительной и исполнительной власти Адыгейской автономной области".
Доводы заявителей о противоречии данного Указа Указам Президента Российской Федерации, в частности, Указу от 16.08.1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы" (в редакции Указа N 755 от 15.06.1999 года) проверялись судом, правомерно признавшим их необоснованными.
Суд правильно указал на то, что названный Указ Президента Российской Федерации вопросы предоставления социальных гарантий лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации, не регулирует.
Его пунктом 10 лишь рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.
Поэтому вывод суда о праве каждого субъекта Российской Федерации устанавливать социальные гарантии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной службы, исходя из финансовых возможностей субъекта, является правильным.
В соответствии с пунктом 2 оспариваемого указа, если при перерасчёте размер ранее установленной ежемесячной доплаты к пенсии окажется выше, чем исчисленный с учётом внесённых настоящим указом изменений, ежемесячная доплата выплачивается в прежнем более высоком размере.
Заявители в судебном заседании не отрицали, что доплата к пенсии выплачивается им в прежнем размере.
Установив таким образом, что Указ от 13.11.2003 года N 170 "О внесении изменений в указ президента Республики Адыгея от 18 января 2000 года N 13 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Республики Адыгея и должности в органах представительной и исполнительной власти Адыгейской автономной области" не может противоречить федеральному закону или другому акту, имеющему большую юридическую силу, из-за отсутствия последних и прав и охраняемых законом интересов заявителей не нарушает, суд обоснованно отказал в его признании недействующим.
Учитывая, что оспариваемое заявителями постановление Кабинета министров Республики Адыгея от 17 ноября 2003 года N 323 "О внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета министров Республики Адыгея от 17 июля 2000 года N 240 "Об утверждении положения о порядке установления, выплаты и перерасчете ежемесячных доплат к государственным пенсиям" принято во исполнение Указа президента от 13.11.2003 года N 170, у суда не было оснований для его признания недействующим.
Доводы заявителей о том, что размер выплачиваемых им доплат к пенсии должен быть увеличен на основании пункта 8 Указа Президента Республики Адыгея N 13 от 18 января 2000 года "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Республики Адыгея и должности в органах представительной и исполнительной власти Адыгейской автономной области", оставленного оспариваемым Указом без изменений, признания последнего недействующим не влекут.
При наличии у заявителей оснований полагать, что при применении нормативного правового акта нарушены их права и свободы, они вправе обратиться в суд за защитой в установленном гражданским процессуальным законом порядке.
Прочие доводы жалобы основаны на неправильном толковании заявителями норм материального права, направлены на иную оценку исследованных судом по правилам статей 12, 56 и 67 ГПК РФ доказательств и не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 360 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Адыгея от 31 марта 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителей - без удовлетворения.
Председательствующий |
Манохина Г.В. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 июня 2004 г. N 24-Г04-4
Текст определения официально опубликован не был