Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 августа 2004 г. N 24-Г04-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего А.М. Маслова,
судей Г.В. Макарова и Г.А. Гуляевой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлениям гражданина Калакуток Т.А. и заместителя прокурора Республики Адыгея о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующими и не порождающим правовых последствий Закона Республики Адыгея от 19 марта 2004 года N 214 "Об упразднении муниципального образования "Яблоновский поселковый округ" Тахтамукайского района"
по кассационной жалобе Калакуток Т.А. и кассационному представлению участвовавшего в деле прокурора Прокуратуры Республики Адыгея на решение Верховного Суда Республики Адыгея от 21 мая 2004 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Маслова А.М., объяснения Калакуток Т.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Президента Республики Адыгея Бергезова В.Н., просившего кассационную жалобу оставить без удовлетворения, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение отменить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Житель пос. Яблоновского, Тахтамукайского района, Республики Адыгея Калакуток Т.А., обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Адыгея от 19 марта 2004 года N 214 "Об упразднении муниципального образования "Яблоновский поселковый округ" Тахтамукайского района. Указал, что этим законом нарушены его права гражданина на местное самоуправление. Муниципальное образование "Яблоновский поселковый округ" создано на основании Постановления Законодательного Собрания (Хасэ) - Парламента Республики Адыгея от 30 марта 1994 года N 73-1 (ныне Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея) и имеет свой Устав, зарегистрировано как юридическое лицо. Его упразднение допускается согласно ст. 130 Конституции Российской Федерации лишь с учетом мнения населения этой территории. Допущены нарушения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 года N 154-ФЗ. Принятым законом произведено фактически объединение двух муниципальных образований "Тахтамукайский район" и "Яблоновский поселковый округ" без надлежащим образом, выраженного мнения жителей округа. Однако решений представительных органов муниципальных образований "Яблоновский поселковый округ" и "Тахтамукайский район" по данному вопросу не имеется.
Аналогичные требования заявил заместитель прокурора Республики Адыгея.
Представители Президента Республики Адыгея и Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея заявления не признали.
Решением Верховного Суда Республики Адыгея от 21 мая 2004 г. в удовлетворении заявлений Калакуток Т.А. и заместителя прокурора Республики Адыгея о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Адыгея от 19 марта 2004 года N 214 "Об упразднении муниципального образования "Яблоновский поселковый округ" Тахтамукайского района отказано.
Калакуток Т.А. подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым признать недействительным Закон Республики Адыгея от 19 марта 2004 года N 214 "Об упразднении муниципального образования "Яблоновский поселковый округ" Тахтамукайского района. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, дал ошибочную оценку доводам заявления.
По таким же основаниям просит отменить решение участвовавший в деле прокурор Прокуратуры Республики Адыгея.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационного представления, возражений представителя Президента Республики Адыгея, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение подлежащим отмене.
Постановлением Законодательного Собрания (Хасэ) - Парламента Республики Адыгея от 30 марта 1994 года N 73-1 "Об образовании сельских (поселковых) округов" были образованы во всех районах Республики Адыгея поселковые и сельские округа, на территории которых должно осуществляться местное самоуправление, в том числе Яблоновский поселковый округ в Тахтамукайском районе, указано, что административные границы указанных округов должны соответствовать границам бывших поселковых и сельских Советов народных депутатов.
Статьей 8 Конституции Республики Адыгея, принятой 10 марта 1995 года (с последующими изменениями) в Республике Адыгея было признано местное самоуправление и определено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статьями 1 и 8 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальным образованием является городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Муниципальное образование должно иметь свой устав, который вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
29 июля 1998 г. был принят Устав муниципального образования Яблоновский поселковый округ, который был зарегистрирован Министерством юстиции Республики Адыгея. Устав предусматривает состав муниципального образования, его территорию, органы и выборных должностных лиц, экономическую основу, собственность, бюджет местного самоуправления, доходы, расходы, финансирование деятельности органов местного самоуправления.
Законом Республики Адыгея от 24 января 1998 года N 63 "О выборах органов местного самоуправления" с последующими изменениями установлен порядок подготовки и проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Адыгея.
В соответствии с этим законом в представительный орган - Совет депутатов муниципального образования "Яблоновский поселковый округ" 19 декабря 1999 года было избрано 9 депутатов, из которых 2 стали выполнять свои обязанности на постоянной основе - глава администрации и его заместитель.
Вывод суда в решении о том, что представительные и исполнительные органы муниципального образования "Яблоновский поселковый округ" пользовались незначительной самостоятельностью, не имеет решающего значения, поскольку не опровергает того, что муниципальное образование "Яблоновский поселковый округ" существовало до момента издания оспариваемого Закона Республики Адыгея от 19 марта 2004 года N 214 "Об упразднении муниципального образования "Яблоновский поселковый округ" Тахтамукайского района.
В силу положений ст.ст. 12, 130, 131, 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, осуществляемое гражданами путем референдума, выборов, других форм волеизъявления; изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий; местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Статьей 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которая действует в силу отсутствия противоречий с положениями Главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, и утрачивает силу с 1 января 2006 года (пункт 7 части 1 и часть 2 статьи 86 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ), предусмотрено, что установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.
Суд посчитал, что решение схода уполномоченных представителей граждан Яблоновского поселкового округа 29 апреля 2003 года по внесенному в повестку дня вопросу о целесообразности сохранения муниципального образования "Яблоновский поселковый округ" после приятия Устава муниципального образования "Тахтамукайский район" и выборов в его представительный орган своих депутатов населением этого округа не имеет значения, так как ранее население округа высказалось за иную форму существования местного самоуправления - муниципальное образование "Тахтамукайский район", что в дальнейшем было закреплено Законом Республики Адыгея.
Такой вывод судебная коллегия находит ошибочным. Само по себе включение жителей Яблоновского поселкового округа в число избирателей на выборах представительных и исполнительных органов муниципального образования "Тахтамукайский район", не свидетельствует об их волеизъявлении о ликвидации муниципального образования "Яблоновский поселковый округ", поскольку этот вопрос на голосование поставлен не был.
Между тем, жители Яблоновского поселковый округа, проведя сход граждан, а затем сход уполномоченных представителей граждан 29 апреля 2003 г. приняли решение сохранить муниципальное образование "Яблоновский поселковый округ" При таком положении решение схода следует считать действующим, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 10 Устава муниципального образования "Яблоновский поселковый округ" оно может быть отменено или изменено только путем местного референдума.
Таким образом, ликвидация муниципального образования произведена без учета мнения населения, что противоречит приведенным выше нормам.
Ссылка в решении суда на то, что ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для муниципального образования не предусматривает понятия поселковый округ, также не влечет ликвидацию муниципального образования "Яблоновский поселковый округ", а предполагает приведение наименование в соответствии с указанным законом - сельское или городское поселение.
Кроме того, из материалов дела следует, что гражданин Чесебий А.М. 2 декабря 2003 г. обратился в суд с заявлением о назначении даты выборов представительного органа местного самоуправления муниципального образования "Яблоновский поселковый округ". Суд не согласился с доводом заявителя о том, что в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 26.11.96 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" Закон Республики Адыгея от 19 марта 2004 года N 214 "Об упразднении муниципального образования "Яблоновский поселковый округ" Тахтамукайского района не мог быть принят до вступления судебного решения по требованию о назначении выборов в законную силу.
Суд указал, что, к возникшим правоотношениям по настоящему делу положения пункта 3 статьи 6 названного выше закона не применимы, поскольку законодательная база в Республике Адыгея по вопросам местного самоуправления имеется.
Между тем, Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" применяется не только при отсутствии законодательной базы по вопросам местного самоуправления, но и в случаях, если истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки.
Таким образом, данный федеральный закон подлежал применению, а поэтому Закон Республики Адыгея от 19 марта 2004 года N 214 "Об упразднении муниципального образования "Яблоновский поселковый округ" Тахтамукайского района не может быть признан действующим, поскольку принят до вступления в законную силу решения по требованию о назначении даты выборов представительных органов местного самоуправления муниципального образования "Яблоновский поселковый округ".
Учитывая установленные по делу обстоятельства, и, принимая во внимание, что судом допущена ошибка в толковании норм материального права, решение суда следует отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные требования, Закон Республики Адыгея от 19 марта 2004 года N 214 "Об упразднении муниципального образования "Яблоновский поселковый округ" Тахтамукайского района признать недействующим со дня вынесения данного решения.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Адыгея от 21 мая 2004 г. отменить.
принять новое решение, которым Закон Республики Адыгея от 19 марта 2004 года N 214 "Об упразднении муниципального образования "Яблоновский поселковый округ" Тахтамукайского района" признать недействующим со дня вынесения настоящего решения.
Председательствующий |
А.М. Маслова |
Судьи |
Г.В. Макаров |
|
Г.А. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 августа 2004 г. N 24-Г04-5
Текст определения официально опубликован не был