Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 апреля 2006 г. N 24-Г06-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей А.М. Маслова и В.А. Емышевой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Адыгея о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Адыгея от 30 декабря 2004 года N 278 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Республики Адыгея" (в редакции Закона РА от 31.03.2005 года N 303) по кассационному представлению участвующего в деле прокурора на решение Верховного суда Республики Адыгея от 3 марта 2006 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации А.М. Маслова, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Н.Я. Селяниной, поддержавшей кассационный протест, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Статьей 4 Закона Республики Адыгея от 30 декабря 2004 г. N 278 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Республики Адыгея" (с изменениями от 31 марта 2005 г.) установлены меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, указано, что лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшиеся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на следующие меры социальной поддержки;
1) первоочередное оказание медицинской помощи;
2) оплата в размере пятидесяти процентов занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Адыгея, и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления), а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - для проживающих в домах, не имеющих центрального отопления;
3) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства;
4) внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящей статьей, за исключением пункта 3 части 1, распространяются на лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий и являющихся пенсионерами или инвалидами.
Прокурор Республики Адыгея обратился в Верховный суд Республики Адыгея с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений Закона Республики Адыгея от 30 декабря 2004 года N 278 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Республики Адыгея", в обоснование своих требований указал, что оспариваемый закон Республики Адыгея принят во исполнение Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым предусмотрено, что субъекты РФ должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств.
Эти требования не выполнены. В оспариваемом Законе ряд мер социальной защиты, предоставлявшихся ранее указанным лицам, не учтен, а именно: право на первоочередное получение санаторно-курортных путевок, первоочередную установку телефона, первоочередное вступление в садоводческие товарищества и жилищно-строительные кооперативы. Кроме того, на членов семьи указанных лиц не распространяются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Статья 4 Закона Республики Адыгея не регулирует права несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, а также детей, находившихся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Представитель Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея поддержал заявление прокурора, представители Президента Республики Адыгея считали заявление прокурора не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Решением Верховного суда Республики Адыгея от 3 марта 2006 г. в удовлетворении заявленных требований прокурору Республики Адыгея отказано.
Участвующий в деле прокурор подал кассационное представление, в котором просит решение отменить и заявление прокурора удовлетворить. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, дал ошибочную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит обжалуемое решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно подпункту "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 ст. 76 Конституции РФ установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года N 1761-1 Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять перечень мер социальной поддержки, оказываемых данной категории граждан, при этом финансирование данных мер из бюджетных средств субъекта Российской Федерации производится в объеме, значительно превышающем совокупный объем финансирования в 2004 году, в связи с чем оснований для признания оспариваемого Закона противоречащим федеральному законодательству не имеется.
Однако с таким выводом суда Судебная коллегия согласиться не может, поскольку судом первой инстанции не была дана оценка содержанию п. 1 ст. 4 названного Закона Республики Адыгея в части указания на перечень лиц, пользующихся правом на получение мер социальной поддержки (реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, имеющими инвалидность или являющихся пенсионерами).
Такое указание фактически сужает установленный Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года "О реабилитации жертв политических репрессий" круг субъектов, имеющих право на получение мер социальной поддержки и выходит за пределы предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона РФ от 26 июня 1992 года "О реабилитации жертв политических репрессий" следует читать как "от 18.10.1991 г."
Действительно, вопросы социальной защиты реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а расходные обязательства по обеспечению мер социальной поддержки названной категории лиц отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Между тем, из содержания статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года "О реабилитации жертв политических репрессий" следует, что мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации должны обеспечиваться все реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, а не только являющиеся инвалидами или пенсионерами, как указано в Законе Республики Адыгея.
При данных обстоятельствах Судебная коллегия полагает согласиться с доводами прокурора Республики Адыгея о противоречии оспариваемых норм Закона субъекта Российской Федерации положениям федерального законодательства, отменить обжалуемое решение суда и вынести по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные прокурором Республики Адыгея требования.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Адыгея от 3 марта 2006 г. отменить.
Принять новое решение, которым признать недействующей статью 4 Закона Республики Адыгея от 30 декабря 2004 года N 278 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Республики Адыгея" (в редакции Закона РА от 31.03.2005 года N 303) со дня вынесения настоящего решения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
A.М. Маслов |
|
B.А. Емышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 апреля 2006 г. N 24-Г06-9
Текст определения официально опубликован не был