Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2004 г. N 26-Г04-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.
судей Еременко Т.И., Соловьева В.Н.
рассмотрела в судебном заседании от 22 декабря 2004 г. дело по кассационной жалобе Народного Собрания Республики Ингушетия на решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 3 сентября 2004 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гермашевой М.М., полагавшей решение отменить, Судебная коллегия установила:
прокурор Республики Ингушетия обратился в суд с заявлением о признании недействующим п. 3 ст. 12 и п. 3 ст. 13 Закона Республики Ингушетия от 8 июля 2004 г. "О статусе депутата Народного Собрания Республики Ингушетия" в части установления сроков исполнения парламентского и депутатского запросов органами государственной власти, руководителями предприятий, учреждений и организаций, в том числе прокурором Республики Ингушетия. По мнению прокурора, указанные положения закона противоречат Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации".
Указанным решением Верховного Суда Республики Ингушетия заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе Народное Собрание Республики Ингушетия просит отменить решение и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия полагает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд исходил из того, что оспариваемые им нормы, установившие сроки исполнения парламентского и депутатского запросов, противоречат Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации". Между тем, указанный закон не содержит норм, которые бы устанавливали сроки рассмотрения органами прокуратуры парламентских и депутатских запросов.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Ссылаясь на указанную норму, прокурор не называет нормативный правовой акт, которым бы были установлены сроки рассмотрения поступающих, в частности, в органы прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений. Не указывает их и суд в своем решении.
В тоже время, согласно п/п "н" пункта 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" гарантии депутатской деятельности устанавливаются Конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. Статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 10 Закона).
Народным Собранием Республики Ингушетия в соответствии с вышеназванным федеральным законом принят Закон "О статусе депутата Народного Собрания Республики Ингушетия".
Поскольку Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" не установлен срок исполнения парламентского и депутатского запросов, представительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, реализуя свои полномочия, определил эти сроки.
В связи с этим, нельзя согласиться с выводом суда о том, что законодательный орган Республики Ингушетия не вправе был самостоятельно, определяя статус депутата, установить сроки исполнения парламентского и депутатского запросов.
Учитывая, что допущенная судом ошибка в применении и толковании норм материального права, может быть устранена при рассмотрении дела в кассационном порядке, судебная коллегия полагает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора, не передавая дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 3 сентября 2004 г. отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления прокурора Республики Ингушетия о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 3 ст. 12 и п. 3 ст. 13 Закона Республики Ингушетия от 8 июля 2004 г. "О статусе депутата Народного Собрания Республики Ингушетия".
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Еременко Т.И. |
|
Соловьев В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2004 г. N 26-Г04-11
Текст определения официально опубликован не был