Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 сентября 2004 г. N 26-Г04-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.
судей Пирожкова В.Н., Хаменкова В.Б.
рассмотрела в судебном заседании от 22 сентября 2004 г. дело по кассационной жалобе представителя Президента Республики Ингушетия на решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 8 июня 2004 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гермашевой М.М., полагавшей жалобу оставить без удовлетворения, Судебная коллегия установила:
прокурор Республики Ингушетия обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта "е" раздела 2 и абзаца 2 раздела 10 Положения о порядке взимания платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за представление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в Республике Ингушетии, утвержденного Указом Президента Республики Ингушетия от 5 февраля 2004 г.
В обоснование заявленного требования прокурор ссылался на то, что оспариваемые нормы Положения, устанавливающие размер платежей и порядок их использования противоречат Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также соответствующим постановлениям Правительства Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу.
Указанным решением Верховного Суда Республики Ингушетия заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе представителя Президента Республики Ингушетия ставится вопрос об отмене решения и прекращении производства по делу.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" плата за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним взимается в размерах, установленных субъектами Российской Федерации. Максимальный размер платежей устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1998 г., в редакции постановления Правительства от 13 октября 2003 г., установлено, что максимальные размеры платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют для физических лиц - 500 руб., для юридических лиц - 7500 руб.
Как следует из оспариваемого Положения, пунктом "е" раздела 2 установлена еще категория физических лиц, которые используют объекты недвижимости (за исключением жилых помещений) с целью осуществления предпринимательской деятельности и с них взимается плата такая же как и с юридических лиц.
Признавая эту норму противоречащей федеральному законодательству, суд пришел к правильному выводу, что указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации максимальный размер платы для физических лиц установлен 500 руб. и, следовательно, он не может быть выше этого размера. Кроме того, постановлением Правительства не устанавливается плата для физических лиц, которые используют объекты недвижимости для осуществления предпринимательской деятельности.
Пунктом 3 ст. 11 указанного федерального закона также предусмотрено, что централизуемая доля средств, получаемых в виде платы за регистрацию и предоставление указанной информации, устанавливается Правительством Российской Федерации в размере, не превышающем пять процентов взимаемых платежей, и направляется в федеральный орган исполнительной власти в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 1998 г. установлено, что централизуемая доля средств в указанном размере подлежит перечислению на счет Министерства юстиции Российской Федерации (п. 2). Абзац 2 раздела 10 оспариваемого Положения, устанавливающий иной порядок перечисления средств, противоречит указанной норме постановления Правительства.
При таких обстоятельствах, у суда имелись основания для удовлетворения заявления прокурора и признании пункта "е" раздела 2 и абзаца 2 раздела 10 Положения, утвержденного Указом Президента Республики Ингушетия, противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
Суд признал недействующими данные нормы Положения со дня принятия нормативного правового акта.
Судебная коллегия считает необходимым уточнить решение в этой части и признать указанные нормы недействующими со дня вступления решения в законную силу.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 8 июня 2004 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Президента Республики Ингушетия - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения и признать пункт "е" раздела 2 и абзац 2 раздела 10 Положения о порядке взимания платы за государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним и за представление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в Республике Ингушетия, утвержденного Указом Президента Республики Ингушетия от 5 февраля 2004 г., противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу.
Председательствующий |
Лаврентьева М.Н. |
Судьи |
Пирожков В.Н. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 сентября 2004 г. N 26-Г04-9
Текст определения официально опубликован не был