Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 июня 2005 г. N 30-Г05-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании от 22 июня 2005 г. дело по кассационному представлению прокурора прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики, кассационным жалобам Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, Президента Карачаево-Черкесской Республики, Усть-Джегутинского городского муниципального образования на решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 14 марта 2005 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., объяснения представителей Президента Карачаево-Черкесской Республики Койчуевой М.Ю. и Каппушевой Л.И., поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей отменить решение, Судебная коллегия установила:
Глава Кубинского сельского муниципального образования и житель аула Лубеков М.К. обратились в суд с заявлением об оспаривании Закона Карачаево-Черкесской Республики от 14 января 2005 г. N 21-РЗ "Об установлении границ муниципальных образований на территории Усть-Джегутинского района и наделении их соответствующим статусом". В обоснование заявленного требования ссылались на то, что оспариваемым законом в нарушение федерального законодательства изменены границы Кубинского муниципального образования без согласия населения данного поселения.
Указанным решением Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики заявление удовлетворено и нормы Закона, устанавливающие границы муниципального образования Кубинского сельского поселения и муниципального образования Усть-Джегутинского городского поселения, признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
В кассационном представлении прокурора прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики, в кассационных жалобах Народного Собрания (Парламента), Президента Карачаево-Черкесской Республики, Усть-Джегутинск"ого городского муниципального образования ставится вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Судебная коллегия полагает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г., с последующими изменениями, "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее ФЗ N 131) органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 г. устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Во исполнение этого Закона в Карачаево-Черкесской Республике 14 января 2005 г. принят оспариваемый Закон, в соответствии с которым Кубинское муниципальное образование наделено статусом сельского поселения, а Усть-Джегутинское муниципальное образование - статусом городского поселения с установлением их границ.
Удовлетворяя заявленное требование, суд исходил из того, что границы указанных муниципальных образований были установлены до принятия оспариваемого Закона, следовательно, этим Законом изменены границы муниципальные образований и осуществлено это без согласия населения данных поселений.
По мнению суда, подтверждением установления границ муниципальных образований до принятия оспариваемого закона, служит то, что муниципальное образование не могло существовать без определенной границами территории.
Кроме того, Федеральный закон N 131 не содержит указания о том, что изменение границ производится в отношении муниципальных образований, границы которых уже были установлены ранее.
Между тем, указанные выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее ФЗ N 154) территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с Федеральными законами и Законами субъектов Российской Федерации.
Законом Карачаево-Черкесской Республики от 17 июля 2002 г. "О территориях муниципальных образований в Карачаево-Черкесской Республике, порядке их образования, реорганизации или упразднения, установления и изменения их границ и наименований" (ст. 3) определено, что установление и изменение границ муниципального образования, осуществляется Народным Собранием (Парламентом) Республики.
Следовательно, границы муниципальных образований, в том числе Кубинского муниципального образования, согласно указанных правовых актов должны быть установлены законодательным органом, т.е. Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики.
Однако, как следует из материалов дела, какого-либо правового акта об установлении границ Кубинского муниципального образования Народное Собрание (Парламент) Республики не принимало. Доказательств этого суду не представлено.
Из Устава Кубинского сельского муниципального образования (ст. 4) также следует, что установление и изменение границы этого муниципального образования осуществляется Народным Собранием (Парламентом) Республики (л.д. 18 т. 1). Главой муниципального образования не представлен суду акт законодательного органа, которым бы были установлены ранее границы муниципального образования.
Доводы заявителей о том, что границы муниципального образования были утверждены решением сельского Совета Кубинского муниципального образования от 29 октября 2004 г., не могут быть приняты во внимание, поскольку такое решение принято неправомочным органом и в период подготовки к принятию оспариваемого закона.
В подтверждение выводов об установлении границ муниципальных образований суд сослался в решении на ст. 1 Закона Республики от 23 декабря 2000 г. "О муниципальных образованиях в Карачаево-Черкесской Республике", в соответствии с которой местное самоуправление муниципальных образований, в том числе и Кубинского сельского муниципального образования, осуществляется в ранее установленных административных границах.
Однако с таким выводом согласиться нельзя, так как указанная норма предусматривает осуществление местного самоуправления в административных границах, но не устанавливает границы муниципального образования.
Более того, из материалов дела следует, что в установленном порядке в Республике не были установлены и административные границы.
При таких обстоятельствах является ошибочным вывод суда о том, что границы Кубинского сельского муниципального образования были установлены до принятия оспариваемого Закона.
Нельзя согласиться и с таким выводом, что Федеральный закон N 131 не содержит указания на то, что изменение границ производится в отношении муниципальных образований, границы которых уже были установлены ранее.
Из ч. 3 ст. 84 федерального закона N 131 следует, что изменение границ муниципальных образований производится в отношении существующих границ надень вступления в силу главы 12 Закона (6 октября 2003 г.).
Изменение границ в соответствии с этой нормой производится с соблюдением требований ст.ст. 12 и 13 Федерального закона N 131, т.е. в том числе и с согласия населения поселений.
В тоже время, в соответствии со ст. 85 Федерального закона N 131 при установлении впервые границ муниципального образования и наделения его статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района такого согласия не требуется.
Что же касается территорий, которые могут быть отнесены к территориям поселений, то согласно п. 5 ч. 1 ст. 11 и абз. 3 ч. 3 ст. 85 Федерального закона N 131 подтверждением этого является, в частности, генеральный план поселения.
Как видно из материалов дела, генеральным планом г. Усть-Джегута, утвержденным решением Карачаево Черкесского областного Совета народных депутатов от 22 февраля 1979 года, спорные территории, на которых находится тепличный комбинат и микрорайон "Московский" входит в перечень предприятий и учреждений, формирующих градообразующую группу г.Усть-Джегута, микрорайон "Московский" является 14 микрорайоном города.
Кроме того, решением облисполкома от 17 августа 1984 г. "Об утверждении генеральных планов, совмещенных с проектом детальной планировки станицы Красногорской, аула Кубина, села Важное" утвержден генеральный план, совмещенный с проектом планировки аула Кубина, по которому в границы аула не входят ни жилая, ни промышленные зоны тепличного комбината, ни иные спорные территории.
В материалы дела были представлены документы, подтверждающие принадлежность микрорайона "Московский" со всей его инфраструктурой Усть-Джегутинскому муниципальному образованию.
Несмотря на то, что указанные доказательства были представлены суду, без достаточных оснований суд не принял их во внимание.
Постановлением главы администрации Усть-Джегутинского района от 29 октября 1992 г. был а установлена черта города, в которую также вошел и микрорайон "Московский" и 13 га территории развития указанного микрорайона.
В подтверждение доводов о принадлежности 13 гектаров земли аулу Кубина суд сослался на решение главы Усть-Джегутинского района от 24 апреля 1998 г., которым этот земельный участок выделен аулу Кубина.
Между тем, суд не учел, что решением от 28 февраля 2005 г. главы Усть-Джегутинского района прежнее решение было отменено.
Учитывая то, что судом неправильно применены нормы материального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, решение не может быть признано законным и подлежит отмене.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств. Поэтому, судебная коллегия, не передавая дело на новое рассмотрение, считает возможным принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления Главы Кубинского сельского муниципального образования и Аубекова М.К., оспаривавших Закон Карачаево-Черкесской Республики от 14 января 2005 г. "Об установлении границ муниципальных образований на территории Усть-Джегутинского района и наделении их соответствующим статусом".
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 14 марта 2005 г. отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении заявления Главы Кубинского сельского муниципального образования и Аубекова М.К., оспаривавших Закон Карачаево-Черкесской Республики от 14 января 2005 г. "Об установлении границ муниципальных образований на территории Усть-Джегутийского района и наделении их соответствующим статусом", отказать.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Харланов А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 июня 2005 г. N 30-Г05-2
Текст определения официально опубликован не был