Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 июля 2005 г. N 32-Г05-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Еременко Т.И.,
судей Емышевой В.А., Соловьева В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокуроре Саратовской области и граждан Денисовой Г.В., Шабардиной Г.В. и Швыряевой О.В. о признании недействующей части 1 статьи 1 Закона Саратовской области от 29 декабря 2004 года N 134-ЗCO "Об утверждении порядка и размера ежемесячных денежных выплат опекуну (попечителю) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в Саратовской области", по кассационной жалобе Губернатора Саратовской области и Саратовской областной Думы на решение Саратовского областного суда от 14 марта 2005 года, которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А., объяснения представителя Саратовской областной Думы Чепурной Н.А., представителя Губернатора Саратовской области Ильинова Д.В., поддержавших доводы кассационных жалоб, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Власовой Т.И., полагавшей ставить решение суда без изменения,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
29 декабря 2004 года Саратовской областной Думой принят Закон N 134-ЗCO "Об утверждении порядка и размера ежемесячных денежных выплат опекуну (попечителю) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), в Саратовской области". Закон опубликован в газете "Саратов-СП" от 31 декабря 2004 года N 271-272 (1222-1223) и вступил в законную силу с 1 января 2005 года.
Прокурор Саратовской области обратился с заявлением в областной суд о признании недействующей части 1 статьи 1 указанного Закона, устанавливающей размер ежемесячных денежных выплат опекуну (попечителю) на содержание ребенка в размере 2248 рублей на одного ребенка, считая, что это положение Закона противоречит федеральному законодательству.
Граждане Денисова Г.В., Шабардина Г.В. и Швыряева О.В. также обратились с заявлениями о признании незаконной статьи 1 этого же Закона области.
Определением судьи от 17 февраля 2005 года заявления прокурора области и указанных граждан объединены в одно производство.
В судебном заседании представители прокурора области Казаченко Т.П. и Калигин М.Б., граждане Денисова Г.В., Шабардина Г.В. и Швыряева О.В. поддержали заявления, и, уточнив требования, просили о признании недействующим первого предложения части первой статьи первой оспариваемого Закона, устанавливающего размер выплаты опекуну (попечителю) на содержание одного ребенка в сумме 2 248 рублей в месяц.
В обоснование заявления привели доводы о том, что указанный размер выплат ниже необходимого, рассчитанного в соответствии с нормами, установленными Правительством РФ в постановлении N 409 от 20 июня 1992 года "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и необоснованно занижен по сравнению с выплатами, производимыми в 2004 году.
Представитель Саратовской областной Думы Чепурная Н.А. и представитель Губернатора области Ильинов Д.В. с требованием прокурора области и указанных граждан не согласились, указав, что оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству и принята в соответствии с действующими на момент принятия Закона области федеральными законодательными актами. При определении размера ежемесячных выплат на содержание одного ребенка законодатель области исходил из финансовых возможностей области. Кроме того, были учтены средний размер выплат на содержание одного ребенка по области, уровень инфляции и величина прожиточного минимума, которая на момент принятия оспариваемой нормы Закона области составила 2247 рублей. В итоге величину прожиточного минимума определили в качестве размера ежемесячных выплат.
Решением Саратовского областного суда от 14 марта 2005 года постановлено: признать недействующим с момента принятия первое предложение пункта 1 статьи 1 Закона Саратовской области от 29 декабря 2004 года N 134-ЗCO "Об утверждении порядка и размера ежемесячных денежных выплат опекуну (попечителю) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), в Саратовской области" в части установления ежемесячных выплат опекуну (попечителю) на содержание одного ребенка в размере 2 248 рублей.
Губернатор Саратовской области и Саратовская областная Дума подали кассационные жалобы, в которых просят решение отменить и направить дело на новое рассмотрение. Полагают, что суд неправильно применил и истолковал материальный закон, вследствие чего пришел к ошибочному выводу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.
Оспариваемый Закон, как указано в преамбуле принят в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, федеральным законодательством и определяет порядок и размер ежемесячных денежных выплат опекуну (попечителю) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), на территории Саратовской области.
Удовлетворяя требование заявителей, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ч. 1 ст. 1 Закона области, в части устанавливающей размер денежных выплат, противоречит федеральному законодательству.
При этом суд исходил их того, что пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предмету совместного ведения субъект Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные акты, которые не могут противоречить федеральным законам (ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ).
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как указано в ст. 1 Закона полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это предоставление им за время пребывания в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости и др.
Право опекуна на получение ежемесячно денежных средств на содержание ребенка было установлено п. 3 Постановления Правительства РФ от 20.06.92 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.05.2001 N 374). Этим же постановлением установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приложения N 1, 2, 3).
На основании указанного постановления Приказом Минобразования России от 19 августа 1999 г. N 199 утверждено Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), п. 1 которого установлено, что денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря выплачиваются опекунам (попечителям) исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Кроме этого, право опекуна на получение ежемесячно денежных средств на содержание ребенка предусмотрено абз. 2 п. 5 ст. 150 СК РФ, введенного в действие с 1 марта 1996 г.
Таким образом, до 1 января 2005 г. порядок и размер определялся Правительством Российской Федерации, а именно: Постановлением Правительства РФ от 20.06.92 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Приказом Минобразования России от 19 августа 1999 г. N 199, т.е. исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 152 СК РФ внесены изменения и с 1 января 2005 г. порядок и размер денежных средств определяется законами субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 153 указанного Закона при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
Как установлено судом первой инстанции, до 1 января 2005 г. в Саратовской области размер денежных средств, выплачиваемых опекунам, определялся и выплачивался исходя из указанных выше норм с учетом цен на товары и услуги в Саратовской области и возраста детей, чего не отрицали представители заинтересованных лиц (л.д. 25).
Так, постановлением Мэра г. Саратова от 14 января 2003 года N 34 "О размерах ежемесячных выплат денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)" в 2004 году ежемесячные денежные выплаты на содержание указанных детей составляли, с учетом возрастных групп детей, 2 366 рублей (до 3 лет), 2 572 рубля (от 3 до 6 лет) и 3 366 рублей (от 6 до 18 лет).
Таким образом, установленный оспариваемой нормой Закона области размер выплат (2 248 рублей) значительно меньше сумм выплачиваемых опекунам по состоянию на 31 декабря 2004 года., что нарушает права граждан, в т.ч. заявителей, и противоречит ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...", который, как указано в преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
При таких обстоятельствах вывод суда о противоречии первого предложения пункта 1 статьи 1 оспариваемого Закона области федеральному законодательству является правильным.
Доводы, указанные в кассационных жалобах, приводились представителями заинтересованных лиц в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, судом им дана правильная правовая оценка.
Нарушений или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, которые являлись бы основанием к отмене решения суда, судом не допущено.
Не усматривая оснований для отмены решения суда в кассационном порядке, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Саратовского областного суда от 14 марта 2005 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Губернатора Саратовской области и Саратовской областной Думы, - без удовлетворения.
Председательствующий |
Еременко Т.И. |
Судьи |
Емышева В.А. |
|
Соловьева В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 июля 2005 г. N 32-Г05-12
Текст определения официально опубликован не был