Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2007 г. N 32-Г07-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Еременко Т.И.
судей Макарова Г.В. и Калининой Л.A.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Саратовской области о признании недействующим пункта 4 постановления Правительства Саратовской области от 19 февраля 2007 года N 50-П "О программе государственных гарантий оказания в Саратовской области гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год" по кассационному представлению прокурора Саратовской области и кассационной жалобе Правительства Саратовской области на решение Саратовского областного суда от 25 июня 2007 г., которым заявление прокурора Саратовской области удовлетворено частично: признан недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу пункт 4 данного постановления в части слов "вступает в силу со дня его подписания", а в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макарова Г.В., объяснения представителя Правительства Саратовской области Асташкина А.И., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей кассационную жалобу Правительства Саратовской области подлежащей удовлетворению и не поддержавшей представление прокурора, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Саратовской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что пункт 4 постановления предусматривает вступление последнего в силу со дня подписания постановления и распространяет его действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г., что противоречит как федеральному, так и законодательству Саратовской области. Указал, что в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации нормативные акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения и это же предусмотрено статьей 1 Закона Саратовской области от 26 июня 2006 г. N 64-ЗСО "О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области". Отметил, что оспариваемое постановление принято по вопросам, затрагивающим права и свободы человека и гражданина, и в силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ такие нормативные правовые акты вступают в силу не ранее, чем через десять дней после их официального опубликования.
По делу постановлено указанное выше решение.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа прокурору в удовлетворении заявления о признании незаконным распространение действия оспариваемого постановления на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. и вынесении нового решения об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.
В кассационной жалобе правительства Саратовской области также ставится вопрос об отмене решения суда, но уже в части, в которой заявленные прокурором требования удовлетворены по мотиву неправильного применения судом норм материального права и определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных представления и жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора в части распространения действия постановления на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года, и придания ему обратной силу, суд правильно указал на то, что данная программа принята на 2007 год и следовательно должна регулировать правоотношения, возникшие в указанный временной промежуток, поскольку Программа была принята только 19 февраля 2007 года, т.е. в тот период, когда она уже должна применяться, и в случае непридания ей обратной силы будет нарушено право граждан на получение бесплатной помощи с 1 января 2007 г., что приведет к ухудшению их положения.
Суждение и вывод суда в этой части решения соответствует ст.ст. 15, 18, 55, 72 Конституции РФ, пункту 5 ст. 8 ФЗ от 6.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", определению Конституционного Суда РФ N 71-О от 10.03.05 г. С учетом указанного основании к отмене решения суда в этой части не имеется.
В тоже время, с выводом суда об удовлетворении требования прокурора о признании недействующим и не подлежащим применению п. 4 в части слов "вступает в силу со дня его подписания" нельзя согласиться. Суд исходил из того, что анализ положений региональной программы указывает на то, что она принята непосредственно в целях нормативного регулирования вопросов, закрепленных в п. "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которого защита прав и свобод человека и гражданина относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и в силу п. 5 ст. 8 ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ такие нормативные акты вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Суд правильно указал, что Конституция Российской Федерации в главе второй устанавливает права и свободы граждан, к которым относит право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь за счет соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (ст. 41). 22 июля 1993 года приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья, в которых определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья, в том числе, разработка и реализация программ по развитию здравоохранения и оказанию медицинской помощи. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. N 885 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2007 г. В этой связи Правительством Саратовской области 19 февраля 2007 г. принято оспариваемое постановление, которым и утверждена аналогичная Программа области, которой регулируются и координируются вопросы здравоохранения и социальной защиты, закрепленных в п. "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации.
Учитывая, что п. 5 ст. 8 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных..." устанавливает специальный порядок вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регламентирующих непосредственно вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, правило о вступлении в силу через десять дней после официального опубликования применимо к тем законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, которые приняты органами государственной власти данных субъектов непосредственно в целях нормативного регулирования вопросов, закрепленных указанной нормой Конституции Российской Федерации, а поскольку, оспариваемое постановление регулирует вопросы координации здравоохранения и социальной защиты, установленных п. "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, а не п. "б" части 1 ст. 72 Конституции РФ, Саратовская область как субъект Российской Федерации вправе была ввести в действие оспариваемое постановление Правительства Саратовской области со дня его подписания, что соответствует требованиям п. 5 ст. 8 вышеназванного федерального закона. Не противоречит это положение и ст. 11 Закона Саратовской области от 26 июня 2006 года N 64-ЗСО "О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области", согласно которым постановления Губернатора и правительства, нормативные акты иных органов исполнительной власти вступают в силу со дня их официального опубликования, если самими нормативными актами не установлен иной порядок вступлениях их в силу.
Довод решения о том, что Программой области установлены дополнительные объемы оказания медицинской помощи, то есть дополнительные гарантии защиты прав граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, не указывает на то, что Программа устанавливает (регулирует) конституционный принцип на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, так как Программа, как отмечено выше, лишь регулирует и координирует вопросы здравоохранения, закрепленные п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Саратовского областного суда от 25 июня 2007 г. о признании недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу п. 4 в части слов "вступает в силу со дня его подписания", отменить и в этой же части принять новое решение об отказе в требовании прокурора. В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий |
Т.И. Еременко |
Судьи |
Г.В. Макаров |
|
Л.А. Калинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2007 г. N 32-Г07-12
Текст определения официально опубликован не был