Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 июня 2005 г. N 34-Г05-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего - Пирожкова В.Н., судей - Харланова А.В. и Хаменкова В.Б.
рассмотрела в судебном заседании от 15 июня 2005 года дело по кассационной жалобе Брагина Н.А. на решение Мурманского областного суда от 22 марта 2005 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании недействующими некоторых положений части 3 пункта 1.2 Порядка предоставления региональной ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, утверждённого постановлением Правительства Мурманской области от 23.12.2004 г. N 376-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Брагина Н.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Мурманской области от 23.12.2004 г. N 376-ПП был утверждён Порядок предоставления региональной ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1.2 указанного Порядка ветераны военной службы, ветераны государственной службы приобретают право на региональную ежемесячную денежную выплату по достижении возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет), дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Брагин Н.А. обратился в суд с заявлением о признании данной нормы не соответствующей федеральному закону и закону субъекта Российской Федерации в части слов (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет), поскольку установленные ею условия предоставления региональной ежемесячной денежной выплаты ветеранам военной службы, по его мнению, не предусмотрены федеральным законом и законом субъекта РФ.
В обоснование требований указал, что является ветераном военной службы и пенсионером, получающим пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей".
Полагал, что установление исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации необходимости достижения возраста 55 и 60 лет сужает круг лиц, имеющих право на предоставление региональной ежемесячной денежной выплаты, которым пенсия по старости может быть назначена и ранее достижения возраста 55 и 60 лет.
Считал, что установление такого возрастного рубежа приводит к нарушению его прав на предоставление региональной ежемесячной денежной выплаты, поскольку он достиг возраста 55 лет и имеет право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера.
Решением суда от 22 марта 2005 года в удовлетворении заявления Брагин Н.А. отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене решения, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда и считает его правильным.
Как следует из материалов дела, Брагин Н.А. является ветераном военной службы и получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, включая ветеранов военной службы, были установлены Федеральным законом "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ.
Так в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 22 данного Федерального закона лицам, имеющим звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставлялись следующие права и льготы:
1) пользование поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней или средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы; бесплатное оказание медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения;
2) при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства;
3) при продолжении своей трудовой деятельности предоставление ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 30 рабочих дней в году;
4) бесплатный проезд ветеранов труда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутри краевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) оплата в размере 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения в сроки действия сезонных тарифов;
6) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством субъекта Российской Федерации. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;
7) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной; ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.
В силу статьи 23 этого же Закона ветераны военной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", приобретали также право на льготы, установленные для ветеранов труда.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в Федеральный закон "О ветеранах" были внесены соответствующие изменения, а его статья 22 изложена в новой редакции, согласно которой меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и в силу пункта 2 статьи 10 Закона являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Статья 23 Закона, предусматривавшая меры социальной защиты ветеранов военной службы, была признана утратившей силу.
Во исполнение приведённых выше требований Федерального закона 23 декабря 2004 года в Мурманской области был принят закон N 550-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан", статьёй 11 которого определены условия предоставления предусмотренных этим законом мер социальной поддержки, включая региональную ежемесячную денежную выплату.
В соответствии с пунктом 3 данной нормы ветераны военной службы приобретают право на предоставление мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, по достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Законом РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Аналогичные положения содержались и в статье 23 Федерального закона "О ветеранах".
Таким образом, как следует из приведённых выше норм Федерального и областного законов, ежемесячная денежная выплата, в том числе для ветеранов военной службы, впервые была установлена областным законом, вступившим в силу с 1 января 2005 года.
При этом согласно пункту 3 статьи 8 областного закона указанная выплата производится в порядке, определяемом Правительством области.
Такой Порядок был утверждён постановлением Правительства Мурманской области 23 декабря 2004 г. N 376-ПП, в соответствии с пунктом 1.2 которого ветераны военной службы приобретают право на региональную ежемесячную денежную выплату по достижении возраста (женщины 55 лет, мужчины 60 лет), дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Законом РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд обоснованно исходил из того, что возраст, дающий право на трудовую пенсию по старости (пенсионный возраст), установлен в соответствии со статьёй 7 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для женщин - в 55 лет, для мужчин - в 60 лет.
Довод кассационной жалобы заявителя о том, что право на региональную ежемесячную денежную выплату у ветеранов военной службы наступает по достижении ими возраста, указанного в статьях 27 и 28 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который, по его мнению, также даёт право на трудовую пенсию по старости в соответствии с этим Законом, проверялся судом и правильно признан им несостоятельным.
Статьями 27 и 28 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрены основания назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Закона (55 и 60 лет), то есть в льготном порядке.
В соответствии же с пунктом 3 статьи 11 Закона Мурманской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" ветераны военной службы приобретают право на предоставление таких мер по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", то есть 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
Права ветеранов военной службы на ежемесячную денежную выплату по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, назначаемую ранее достижения пенсионного возраста в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательством не предусмотрено.
Иных доводов об обстоятельствах, кроме тех, которые были исследованы и оценены судом в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, кассационная жалоба заявителя не содержит.
С учётом изложенного и руководствуясь ст.ст. 360 и 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Мурманского областного суда от 22 марта 2005 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Брагина Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: |
Пирожков В.Н. |
Судьи: |
Харланов А.В. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 июня 2005 г. N 34-Г05-3
Текст определения официально опубликован не был