Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. N 35-Г06-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Г.В. Манохиной
судей Т.И. Еременко и В.Н. Соловьева
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Трошиной Е.М. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими части 1 статьи 1 и статьи 2 Закона Тверской области N 84-ЗО от 29 декабря 2004 года "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны и дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны" по кассационной жалобе Трошиной Е.М. на решение Тверского областного суда от 16 марта 2006 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя Губернатора Тверской области по доверенности С.Г. Бобченок, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законодательным Собранием Тверской области 23 декабря 2004 г. принят Закон N 84-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны и дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны", который подписан Губернатором Тверской области 29 декабря 2004 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 названного Закона ветеранам труда, постоянно проживающим на территории Тверской области, после назначения им пенсии в соответствии с федеральным законодательством независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата в размере 300 рублей; внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому; преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания.
Статьей 2 данного Закона предусмотрено, что лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, постоянно проживающим на территории Тверской области, предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата в размере 350 рублей; внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому; преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов.
Трошина Е.М., являясь пенсионеркой по возрасту, обратилась в Тверской областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ч. 1 ст. 1 и ст. 2 указанного Закона, в обоснование своих требований указав, что она награждена медалью "Ветеран труда" и медалью "50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г." за работу в тылу во время войны.
До 2004 года поживала в городе ..., а с марта 2004 года временно зарегистрирована и проживает с сыном Трошиным В.А. в ... области. Постоянной регистрации по месту жительства у нее нет, так как временно отсутствующая супруга сына, не даёт согласие на ее постоянную регистрацию по месту проживания, а другого жилья у нее нет.
До февраля 2005 года заявительница получала пенсию и льготы, как ветеран труда, по месту проживания. Однако с февраля 2005 года получает только пенсию, поскольку в денежной компенсации льгот ей было отказано на основании оспариваемого Закона Тверской области, в связи с тем, что социальная поддержка предоставляется ветеранам труда, только постоянно проживающим на территории Тверской области, а статья 2 также определяет меры социальной поддержки лиц проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны не менее шести месяцев, только постоянно проживающим на территории Тверской области.
Оспариваемые заявительницей положения закона, по ее мнению, противоречат федеральному законодательству, а именно ст. 12 федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которой он распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2-4 настоящего федерального закона.
Поскольку заявительница является гражданкой России, Конституция Российской Федерации гарантирует ей свободу передвижения и соблюдение прав независимо от места жительства на всей территории России. Между тем положения оспариваемого Закона нарушают права заявительницы на социальную поддержку, предусмотренную законом "О ветеранах".
Решением Тверского областного суда от 16 марта 2006 г. в удовлетворении заявленных требований Трошиной Е.М. отказано.
В кассационной жалобе Трошина Е.М. просит указанное решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что в силу ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Поскольку в соответствии со ст. 31 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определить направления расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, то, принимая оспариваемый Закон, субъект Российской Федерации правомерно распространил денежные выплаты на жителей области, поскольку финансирование выплат осуществляется из средств бюджета области, при этом были учтены расходы областного бюджета исходя из численности постоянно проживающих на территории области отдельных категорий граждан, нуждающихся в мерах социальной поддержки.
Суд также указал в решении, что, определив социальную поддержку жителям области, Закон Тверской области не ограничил право Трошиной Е.М. на передвижение по территории Российской Федерации, право выбора места жительства и пребывания, а также не ограничил ее права на получение социальной поддержки по месту постоянного проживания, поскольку Российская Федерация состоит из субъектов и в каждом из них приняты меры социальной поддержки населения в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ "О ветеранах", поэтому оспариваемая правовая норма принята Законодательным Собранием Тверской области в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречит Федеральному закону N 5-ФЗ "О ветеранах", права заявителя не нарушает.
Однако с такими выводами суда согласиться нельзя.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Разрешая заявленное требование, суд правильно руководствовался положениями Федерального закона "О ветеранах" и Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, при этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определить направления расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации.
При этом не было учтено, что в силу положений Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В ведении Российской Федерации находится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (ст.ст. 2, 27, 71).
Суд не принял во внимание и то обстоятельство, что в ст. 3 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
При таком положении вывод суда о том, что положения оспариваемого в настоящем деле Закона не входят в противоречие с положениями федерального законодательства нельзя признать состоятельным.
Поскольку законодатель Тверской области при принятии оспариваемого Закона ограничил права граждан дополнительным условием, не предусмотренным федеральными законами, он вышел за пределы своих полномочий, поэтому судебная коллегия полагает подлежащими признанию недействующими положения части 1 статьи 1 и статьи 2 Закона Тверской области N 84-ЗО от 29 декабря 2004 года "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны и дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны" в части слов "постоянно проживающим на территории Тверской области".
С учетом того, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым удовлетворить заявленные требования Трошиной Е.М. в части и признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вынесения судом решения части 1 статьи 1 и статьи 2 Закона Тверской области N 84-ЗО от 29 декабря 2004 года "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны и дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны" в части слов "постоянно проживающим на территории Тверской области".
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Тверского областного суда от 16 марта 2006 г. - отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вынесения судом решения части 1 статьи 1 и статьи 2 Закона Тверской области N 84-ЗО от 29 декабря 2004 года "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны и дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны" в части слов "постоянно проживающим на территории Тверской области".
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Судьи |
Т.И. Еременко |
|
В.Н. Соловьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. N 35-Г06-6
Текст определения официально опубликован не был