Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2003 г. N 42-Г03-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.
судей Потапенко С.В. и Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 21 ноября 2003 г. гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия к общественной организации "КУН" о ликвидации, по кассационной жалобе Управления Министерства юстиции РФ по Республике Калмыкия на решение Верховного Суда Республики Калмыкия, которым Управлению Министерства Российской Федерации по Республике Калмыкия в удовлетворении исковых требований о ликвидации общественной организации Республики Калмыкия "КУН" отказано.
Заслушав доклад судьи Ю.Г. Кебы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия обратилось в суд с иском о ликвидации общественной организации Республики Калмыкия "КУН", ссылаясь на то, что названная общественная организация зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия 31 августа 2001 г.
В нарушение требований п. 3 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" эта общественная организация, несмотря на неоднократные напоминания Управления, в течение шести месяцев не представила в налоговый орган сведения, предусмотренные п.п. "а", "д", "л" ст. 5 указанного закона, что является основанием для обращения в суд с иском о ликвидации общественной организации и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.
Верховным Судом Республики Калмыкия постановлено указанное выше решение, об отмене которого в кассационной жалобе просит Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия, считая, что суд без достаточных оснований пришел к выводу о том, что Управление Министерства юстиции РФ по РК не вправе было обращаться в суд с иском о ликвидации общественного объединения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 25 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" N 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. - регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии со ст. 2 указанного закона государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Одновременно в ст. 10 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" говорится, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
Согласно ст. 26 ФЗ "Об общественных объединениях" N 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями) государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц", с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом (часть третья в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ).
Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения при его создании (часть четвертая введена Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ).
Федеральный орган юстиции или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц (часть пятая введена Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ).
На основании указанного решения, принятого федеральным органом юстиции или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение (часть шестая введена Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ).
Порядок взаимодействия федерального органа юстиции и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации общественных объединений в связи с ликвидацией определяется Правительством Российской Федерации (часть седьмая введена Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ).
Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов (часть восьмая введена Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня N 442 "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц" в ч. 2 п. 4 - установлено, что федеральный орган юстиции и его территориальные органы осуществляют ведение ведомственного реестра торгово-промышленных палат, общественных объединений (в том числе политических партий и профсоюзов) и религиозных организаций для обеспечения выполнения функций, возложенных на них действующим законодательством.
Пунктом 5 этого Постановления - установлено, что решение о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений и религиозных организаций утверждается распоряжением федерального органа юстиции или его территориального органа.
Следовательно, внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляют территориальные регистрирующие органы по месту нахождения юридических лиц на основании решения, принятого федеральным органом юстиции либо его территориальными органами.
Кроме того, оставлена без внимания и новая редакция ч. 3 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ (в редакции ФЗ от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ), указывающая, что "неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с требованием о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц".
При таких обстоятельствах утверждение о том, что Управление Министерства юстиции РФ по Республике Калмыкия права на обращение в суд с настоящим иском не имеет, является неправильным.
С учетом изложенного решение Верховного суда Республики Калмыкия нельзя признать законным и, следовательно, подлежащим отмене.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила:
решение Верховного суда Республики Калмыкия от 23 сентября 2003 г. отменить, дело на новое рассмотрение направить в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2003 г. N 42-Г03-5
Текст определения официально опубликован не был