Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 июля 2003 г. N 47-Г03-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Харланова А.В., Кебы Ю.Г.,
рассмотрела в судебном заседании 4 июля 2003 года гражданское дело по кассационным жалобам Законодательного Собрания Оренбургской области и Администрации Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 18 апреля 2003 года по заявлению заместителя прокурора Оренбургской области о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению с момента принятия статьи 9 Закона Оренбургской области "Об основах жилищной политики в Оренбургской области" в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по переводу жилых помещений в нежилые или нежилых помещений в жилые.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Заместитель прокурора Оренбургской области обратился в суд с заявлением о признании ст. 9 Закона Оренбургской области "Об основах жилищной политики в Оренбургской области" в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по переводу жилых помещений в нежилые или нежилых помещений в жилые противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению с момента ее принятия, ссылаясь на то, что перевод жилых помещений в нежилые согласно ч. 3 ст. 288 ГК РФ производится в порядке, определяемом жилищным законодательством. В соответствии со статьями 8, 9 ЖК РСФСР эти полномочия в исключительных случаях осуществляются по решению исполкома областного Совета народных депутатов, ныне администрации области. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств согласно ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации и п. 4 ст. 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", однако передачи таких полномочий не было. Осуществление государственного учета жилищного фонда на территории области отнесены к полномочиям областных Советов, поэтому, по мнению прокурора, оспариваемое положение противоречит нормам федерального законодательства и нарушает интересы государства, а также интересы неопределенного круга лиц, проживающих в жилых помещениях, так как уменьшение жилого фонда не дает возможность решить жилищные проблемы и нарушает их право на проживание в жилище.
Решением Оренбургского областного суда от 18 апреля 2003 года заявление прокурора удовлетворено.
В кассационных жалобах Законодательного Собрания Оренбургской области и Администрации Оренбургской области поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 31 октября 2001 года N 337 принят Закон Оренбургской области "Об основах жилищной политики в Оренбургской области".
В соответствии со статьей 9 данного Закона органы местного самоуправления осуществляют перевод жилых помещений в нежилые или нежилых помещений в жилые.
В соответствии с ч. 3 ст. 288 ГК РФ перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Согласно ст. 6 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд, либо ее часть, может находиться в частной (граждан, юридических лиц), государственной, муниципальной собственности, в собственности общественных объединений, а также в коллективной собственности.
Как видно из содержания оспариваемой прокурором нормы, она допускает, в силу своей неопределенности, перевод жилых помещений в нежилые или нежилых в жилые, независимо от того, в чьей собственности они находятся, без выяснения мнения собственника.
В то время как права собственника в соответствии со ст. 1 ГК РФ могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При таких обстоятельствах, суд правильно пришел к выводу о противоречии абзаца 14 ст. 9 Закона Оренбургской области "Об основах жилищной политики в Оренбургской области" федеральному законодательству.
Ссылка на постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" правильно признана несостоятельной, поскольку данным постановлением определялся порядок передачи и оформления объектов собственности, а не порядок перевода жилых помещений в нежилые и нежилые в жилые.
Не свидетельствует о незаконности решения суда и ссылка на ст.ст. 55 и 66 Закона РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации", поскольку в них определено, что районный и городской Советы устанавливают порядок признания жилых домов и жилых помещений не пригодными для постоянного проживания и порядок перевода жилых домов и жилых помещений в нежилые лишь муниципального фонда.
Нарушения судом норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Оренбургского областного суда от 18 апреля 2003 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Законодательного Собрания Оренбургской области и Администрации Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Кнышев В.П. |
Судьи |
Харланов А.В. |
|
Кеба Ю.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 июля 2003 г. N 47-Г03-10
Текст определения официально опубликован не был