Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2005 г. N 47-Г05-15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Соловьёва В.Н.,
судей Меркулова В.П. и Хаменкова В.Б.,
рассмотрела в судебном заседании от 17 августа 2005 года дело по кассационному представлению участвующего в деле прокурора на решение Оренбургского областного суда от 14 мая 2005 года, которым заместителю прокурора Оренбургской области отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим указа главы администрации Оренбургской области от 25 января 2002 года N 5-ук "О цене земельных участков".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гермашевой М.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
заместитель прокурора Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на противоречие оспоренного им нормативного правового акта Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации", Федеральному закону "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В обоснование требований указал на то, что оспоренный указ принят главой администрации области в нарушение компетенции законодательного органа области, законом которого должна устанавливаться цена земельных участков.
Решением суда от 14 мая 2005 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном представлении участвующий в деле прокурор просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 г. N 137-Ф3 цена земли в поселениях в зависимости от численности населения устанавливается субъектом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Подпунктом б) пункта 1 статьи 5 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ осуществление законодательного регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено к компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта в) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землёй находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится и в подпункте в) пункта 8 Устава Оренбургской области, определяющего рамки компетенции законодательного и исполнительного органов государственной власти области и их статус,
Осуществляя законодательное регулирование указанного выше вопроса, субъект Российской Федерации - Оренбургская область в лице своего Законодательного Собрания статьёй 11 Закона области "О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области" от 16 ноября 2002 г. N 317/64-III-ОЗ установление нормативной цены и цены продажи земельных участков отнесло к полномочиям главы администрации области.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемый прокурором указ "О цене земельных участков" принят главой администрации области в пределах его компетенции и на момент разрешения настоящего спора соответствовал действующему законодательству.
Доводы кассационного представления о том, что в силу приведённых выше Федеральных законов цена на земельные участки должна устанавливаться исключительно актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, являются необоснованными.
Ни Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации", ни Закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ни какой-либо иной федеральный закон подобных предписаний не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Оренбургского областного суда от 14 мая 2005 года оставить без изменения, а кассационное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий |
Соловьёв В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2005 г. N 47-Г05-15
Текст определения официально опубликован не был