Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 марта 2005 г. N 47-Г05-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Г.В. Манохиной,
судей Т.Н. Еременко и А.В. Харланова,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Коровина П.С. и Куцева А.В. о признании незаконным Закона Оренбургской области "О продлении срока полномочий представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований Оренбургской области" от 15 сентября 2004 года N 1466/241-III-ОЗ по кассационной жалобе П.С. Коровина на решение Оренбургского областного суда от 28 октября 2004 года, которым в удовлетворении заявлений отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В. Манохиной, объяснения П.С. Коровина, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя администрации Оренбургской области О.А.Варламовой, возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Т.А. Власовой, полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
П.С. Коровин и А.В. Куцев обратились в Оренбургский областной суд с заявлениями о признании незаконным Закона Оренбургской области "О продлении срока полномочий представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований Оренбургской области" от 15 сентября 2004 года N 1466/241-ОЗ, ссылаясь на то, что названный Закон препятствует назначению даты выборов депутатов в Орский городской Совет и Главы города Орска, срок полномочий которых истекает в декабре 2004 года, противоречит федеральному законодательству и Законам Оренбургской области "О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области", "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Оренбургской области" и Уставу муниципального образования город Орск. В соответствии с положениями указанных законов не допускается вмешательство в права муниципальных образований по вопросам назначения даты выборов, законодательством предусмотрена обязательность проведения выборов в органы местного самоуправления в установленные сроки, не допускается изменение сроков полномочий выборных органов, кроме случаев чрезвычайного и военного положения. Оспариваемым Законом нарушены их конституционные права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого и вынесении нового решения об удовлетворении требования просит в кассационной жалобе П.С. Коровин. По мнению кассатора, суд неправильно применил нормы материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (в редакции Федерального закона от 12 августа 2004 года N 99-ФЗ) допускается не более чем на один год продление или сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дня голосования: на выборах в органы местного самоуправления с днем голосования на выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований, вновь образованных в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ. При этом выборы в органы местного самоуправления, сроки полномочий которых продлены или сокращены, должны быть проведены до 1 ноября 2005 года. Продление сроков полномочий указанных органов осуществляется законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 84 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ выборы органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях, образованных до вступления в силу главы 12 данного Федерального закона, проводятся в сроки, установленные уставами указанных муниципальных образований, за исключением случаев продления или сокращения законом субъекта российской Федерации или нормативным правовым актом органа местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах указанных органов и должностных лиц с днем голосования на иных выборах в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Отказывая П.С. Коровину в удовлетворении заявления, суд правильно исходил из того, что оспариваемый Закон, которым в целях совмещения дня голосования на выборах в представительные органы местного самоуправления и глав муниципальных образований с днем голосования на выборах в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 продлен срок полномочий представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований, срок полномочий которых истекает в декабре 2004 года, до декабря 2005 года, не противоречит федеральному законодательству.
Судом установлено, что в Оренбургской области осуществляется работа по преобразованию муниципальных образований, выборы в которых должны быть проведены с учетом положений п. 2 ст. 85 Федерального закона N 131-ФЗ.
Правильно суд признал неосновательным довод заявителя о том, что федеральное законодательство запрещает совмещение муниципальных выборов с другими муниципальными выборами, а возможно лишь совмещение муниципальных выборов с выборами других уровней, поскольку он противоречит положениям ст. 82 выше упомянутого Федерального закона.
Не могли послужить основанием к удовлетворению требований заявителя и его доводы о том, что оспариваемый Закон был принят с нарушением Закона Оренбургской области "О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области", так как судом установлено, что он был принят на внеочередном заседании Законодательного Собрания Оренбургской области в порядке установленном названным Законом области и Регламентом Законодательного Собрания Оренбургской области.
Нельзя согласиться с доводом кассационной жалобы П.С. Коровина о том, что оспариваемым Законом области нарушаются его права избрать и быть избранным в органы местного самоуправления, поскольку выборы представительного органа и главы муниципального образования г. Орска должны состояться с учетом срока предусмотренного ст. 82 Федерального закона N 67-ФЗ.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Оренбургского областного суда от 28 октября 2004 года оставить без изменения, кассационную жалобу П.С. Коровина - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Судьи |
Т.Н. Еременко |
|
А.В. Харланов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 марта 2005 г. N 47-Г05-4
Текст определения официально опубликован не был