Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2006 г. N 47-Г06-296
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Г.А. Манохиной,
судей Л.А. Калининой, А.М. Маслова,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Оренбургской области об отмене решения Оренбургского областного суда от 26 мая 2006 года, которым удовлетворено заявление заместителя прокурора Оренбургской области о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления в законную силу решения суда части 2 статьи 2 в части слов "имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами"; части 3 статьи 2 в части слов "и являющихся пенсионерами или инвалидами"; статьи 5 в части слов "и документа, подтверждающего наличие инвалидности или получение любого вида пенсии" Закона Оренбургской области от 2 ноября 2004 года N 1524/255-III-ОЗ с последующими изменениями "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Оренбургской области Журиленко Т.И.. поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Крогова В.А., полагавшего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
частью 2 статьи 2 Закона области установлены меры социальной поддержки для лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных, имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами.
Часть 3 указанной статьи предусматривает, что указанные меры социальной поддержки, за исключением бесплатной установки телефона и бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов, а также бесплатное обеспечение другими протезно-ортопедическими изделиями, распространяются на лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий и являющихся пенсионерами или инвалидами.
Статья 5 Закона области устанавливает, что реализация мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, осуществляется по предъявлении ими свидетельства установленного образца и документа, подтверждающего наличие инвалидности или получение любого вида пенсии.
Прокурор Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением, полагая, что при принятии данных норм закона нарушено положение статьи 16 Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ) о доступности мер социальной поддержки лиц, признанных жертвами политических репрессий и не являющихся пенсионерами или инвалидами, поскольку достижение пенсионного возраста или наличие инвалидности у указанных лиц не является, согласно статье 16 указанного федерального закона, условием получения ими мер социальной поддержки.
Оренбургским областным судом постановлено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе Правительство Оренбургской области просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Суть доводов сводится к нарушениям норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.
Изучив и обсудив доводы кассационного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, не находит оснований для отмены решения.
По смыслу статьи 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации должны обеспечиваться все реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, а не только являющиеся инвалидами или пенсионерами, как указано в Законе Оренбургской области.
Такое указание фактически сужает установленный Федеральным законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года "О реабилитации жертв политических репрессий" круг субъектов, имеющих право на получение мер социальной поддержки и выходит за пределы предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий.
Учитывая это, Судебная коллегия полагает правильным и обоснованным вывод Оренбургского областного суда о нарушении оспариваемыми нормами Закона области в части установления мер социальной поддержки только для пенсионеров и инвалидов из числа реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий прав и интересов реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, не являющихся пенсионерами и инвалидами, а решение законным и обоснованным, вынесенным при точном соблюдении норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение судом поняты и истолкованы правильна.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
оставить решение Оренбургского областного суда от 26 мая 2006 года без изменения, а кассационную жалобу Правительства Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.А. Манохина |
Судьи |
Л.А. Калинина |
|
А.М. Маслов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2006 г. N 47-Г06-296
Текст определения официально опубликован не был