Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2007 г. N 47-Г07-20
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Харланова А.В., Соловьева В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Астаева В.П. на решение Оренбургского областного суда от 25 июля 2007 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Харланова А.В., объяснения представителей Астаева В.П., Бондарева И.В., Жабина П.С. - Дорошенко В.И., представителей Правительства Оренбургской области Варламовой О.А., Законодательного Собрания Оренбургской области Ефремовой О.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Селяниной Н.А., полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия установила:
Бондарев И.В. обратился в суд с заявлением о признании недействующим Закона Оренбургской области от 27 июня 2007 года N 1203/263-IV-ОЗ "О выборах в муниципальном образовании "Пономаревский район Оренбургской области", указывая, что данный нормативный правовой акт противоречит ст. 2 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; частям 1, 2 ст. 26 и частям 1, 4 ст. 27 Закона Оренбургской области от 14 марта 2002 года N 455/380-II-ОЗ "О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области", а также принят в нарушение требований частей 2, 3, 4, 7 ст. 25 "Регламента Законодательного Собрания Оренбургской области", утвержденного решением Законодательного Собрания Оренбургской области от 16 июня 1999 года N 298, и нарушает его конституционные права и свободы, поскольку согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местное самоуправление осуществляется путем референдума, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Государственные гарантии осуществления местного самоуправления и порядок реализации прав на осуществление местного самоуправления устанавливаются вышеуказанными федеральными законами. Оспариваемым Законом Оренбургской области определен порядок формирования Совета депутатов муниципального образования "Пономаревский район Оренбургской области" и порядок избрания главы данного муниципального образования, что лишает его возможности самостоятельно осуществлять местное самоуправление.
С аналогичными заявлениями обратились в суд Астаев В.П. и Жабин П.С. Определением судьи от 17 июля 2007 года заявления Астаева В.П. и Жабина П.С. объединены в одно производство с заявлением Бондарева И.В. для совместного рассмотрения
В судебном заседании представитель Бондарева И.В., Астаева В.П. и Жабина П.С. - Дорошенко В.И. поддержал заявленные требования и дополнительно пояснил, что Закон Оренбургской области от 27 июня 2007 года N 1203/263-IV-ОЗ "О выборах в муниципальном образовании "Пономаревский район Оренбургской области" нарушает государственные гарантии на осуществление местного самоуправления, в связи с чем подлежит признанию недействующим, поскольку этим Законом орган государственной власти субъекта Российской Федерации определил порядок формирования представительного органа местного самоуправления и главы муниципального образования, что нарушает права его доверителей, так как только само население муниципального образования вправе было решать - каким образом и когда избирать Совет депутатов Пономаревского района и главу муниципального образования. Кроме того, Закон принят с нарушениями процедуры принятия нормативного правового акта, поскольку к проекту Закона не был приложен прогноз социально-экономических и иных последствий, документы представлены в Законодательное Собрание области не за 40 дней до их рассмотрения и не было обоснования необходимости безотлагательного рассмотрения предложенного проекта Закона.
Представители Законодательного Собрания и Правительства Оренбургской области Ефремова О.Ю. и Варламова О.А. с доводами заявителей и их представителя не согласились, полагая, что оспариваемый Закон принят с учетом сложившейся обстановки в Пономаревском районе, в пределах полномочий Оренбургской области и в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и законов Оренбургской области, регулирующих вопросы проведения выборов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований.
Решением Оренбургского областного суда от 25 июля 2007 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Астаева В.П. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Как видно из материалов дела и установлено судом 27 июня 2007 года принят Закон Оренбургской области N 1203/263-IV-ОЗ "О выборах в муниципальном образовании "Пономаревский район Оренбургской области", который опубликован в газете "Южный Урал" 10 июля 2007 года N 126 (230866).
Данный Закон предусмотрел провести выборы со сроком полномочий 3 года депутатов представительного органа муниципального образования "Пономаревский район Оренбургской области" и главы муниципального образования "Пономаревский район Оренбургской области", избираемого на муниципальных выборах в качестве главы администрации района на первый срок после досрочного прекращения полномочий. Также Законом предусмотрено, что расходы на подготовку и проведение выборов производятся за счет средств областного бюджета. Закон вступает в силу после его официального опубликования,
Причинами, вызвавшими необходимость принятия законодателем данного нормативного правового акта, как следует из материалов дела и установлено судом, являлись следующие обстоятельства.
Решением Пономаревского районного суда Оренбургской области от 20 апреля 2007 года признано бездействие Совета депутатов муниципального образования "Пономаревский район Оренбургской области", поскольку Устав муниципального образования не был приведен в соответствие с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ; не был принят новый Устав муниципального образования; Совет депутатов не принял до начала очередного финансового года бюджет муниципального образования на 2007 год; не отменил в 3-х месячный срок решения Совета депутатов муниципального образования "Пономаревский район" N 218 от 15 июля 2005 года "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности"; N 15 от 14 ноября 2005 года "О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов N 218 от 15 июля 2005 года "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности"; N 35 от 30 декабря 2005 года "О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов N 128 от 15 июля 2005 года "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Данное решение суда вступило в законную силу 4 мая 2007 г.
На основании указанного решения суда 27 июня 2007 г. принят Закон Оренбургской области N 1201/261-IV-ОЗ "О роспуске представительного органа муниципального образования Пономаревский район - Совета депутатов муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области", который опубликован в газете "Южный Урал" 29 июня 2007 года N 121 (230861).
В соответствии со ст. 1 данного Закона распущен представительный орган муниципального образования Пономаревский район - Совет депутатов муниципального образования "Пономаревский район Оренбургской области".
Бондарев И.В., Астаев В.П. и Жабин П.С. являются жителями села _ Оренбургской области и были депутатами распущенного Совета депутатов Пономаревского района Оренбургской области.
Данный Закон был обжалован в судебном порядке Бондаревым И.В. и Петько С.А., решением Оренбургского областного суда от 16 июля 2007 года в удовлетворении их заявлений было отказано, решение суда вступило в законную силу 5 сентября 2007 г.
Таким образом судом установлено, что в нарушение требований Федерального закона N 131-ФЗ с момента избрания (выборы состоялись 16 октября 2005 года) Совет депутатов Пономаревского района Оренбургской области не принял Устав муниципального образования, не принял на 2007 год местный бюджет и не привел свои нормативные правовые акты в соответствие с федеральным законодательством, в связи с чем представительный орган муниципального образования "Пономаревский район Оренбургской области" был распущен (законы о роспуске Совета депутатов муниципального образования "Пономаревский район Оренбургской области" и о проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления и главы муниципального образования "Пономаревский район Оренбургской области" принимались и вступили в действие в один день, соответственно - принимались Законодательным Собранием Оренбургской области 26 июня 2007 года, подписаны Губернатором Оренбургской области на следующий день и вступили в действие 10 июля 2007 г.).
Как правильно указал суд в решении, при принятии оспариваемого Закона Оренбургской области требования федерального законодательства не нарушены, так как данный Закон принят уполномоченным органом и в соответствии с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ, поскольку представительный орган - Совет депутатов муниципального образования "Пономаревский район Оренбургской области" был распущен и в Пономаревском районе не было органа, полномочного решить данный вопрос.
К такому выводу суд обоснованно пришел исходя из следующего.
Согласно пунктов "б", "н" части 1 ст. 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка, вопросы установления общих принципов организации системы органов местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2, 5).
В соответствии с положениями статей 12, 130, 132, 133 Конституции РФ в Российской Федерации действительно признается и гарантируется местное самоуправление, которое самостоятельно в пределах своих полномочий; местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, решают иные вопросы местного значения; местное самоуправление гарантируется запретом на ограничение его прав, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения.
В силу ст. 3 данного Федерального закона граждане Российской Федерации действительно имеют право на осуществление местного самоуправления. Вместе с тем, права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся вопросы правового регулирования организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, в том числе - вопросы правового регулирования прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в статьях 2, 3, 5 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 154-ФЗ).
Согласно ст. 70 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 72 данного Федерального закона ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
Согласно ст. 73 Федерального закона N 131-ФЗ в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение 3-х месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.
Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске.
В соответствии с пунктом 11 части 6 ст. 36 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.
Глава муниципального образования "Пономаревский район Оренбургской области", как установлено судом и видно из материалов дела, был избран из состава депутатов представительного органа данного муниципального образования, в связи с чем со дня вступления в силу Закона Оренбургской области о роспуске Совета депутатов Пономаревского района прекратились и его полномочия.
Согласно ст. 23 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборы должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
При этом муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 34 вышеуказанного Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, наличие которых в структуре органов местного самоуправления является обязательным.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Однако судом было установлено, что на момент принятия оспариваемого Закона Оренбургской области, в нарушение требований статей 34, 44, 52 Федерального закона N 131-ФЗ, в муниципальном образовании "Пономаревский район Оренбургской области" не было Устава муниципального образования, с учетом положений которого возможно было бы назначить и провести муниципальные выборы, не было местного бюджета, где бы предусматривались средства для проведения этих выборов, а Совет депутатов муниципального образования бездействовал, в связи с чем, в соответствии со ст. 73 Федерального закона N 131-ФЗ, этот орган был распущен.
Таким образом, с начала 2005 года в Пономаревском районе Оренбургской области нарушались гарантированные Конституцией РФ и другими федеральными законами права граждан на участие в осуществлении местного самоуправления, и возникла необходимость проведения новых муниципальных выборов. Причем эти выборы должны проводиться, как правильно указал суд, не в связи с принятием Федерального закона N 131-ФЗ и реформированием органов местного самоуправления, поскольку муниципальное образование "Пономаревский район Оренбургской области" не является вновь образованным муниципальным образованием.
В соответствии с положениями абзацев 3-4 пункта 1 ст. 1 Федерального закона от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", с изменениями и дополнениями (далее - Федеральный закон N 138-ФЗ), данный Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования, или в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления.
Вместе с тем, как установлено в пункте 2 данной статьи, настоящий Федеральный закон применяется в целях защиты конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в Оренбургской области вопросы проведения выборов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований законодательно урегулированы, поскольку приняты и действуют Законы Оренбургской области от 12 мая 2004 года N 1153/177-III-ОЗ "О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области" и от 17 мая 2004 года N 1154/178-III-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Оренбургской области", в соответствии с нормами которых, как правильно указал суд, должны быть назначены и проведены муниципальные выборы в Пономаревском районе Оренбургской области, что гарантирует обеспечение конституционных прав граждан, проживающих на территории Пономаревского района Оренбургской области, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Так, согласно ст. 7 Закона Оренбургской области от 17 мая 2004 года N 1154/178-III-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Оренбургской области" выборы депутатов представительного органа местного самоуправления назначаются представительным органом местного самоуправления. Если представительный орган местного самоуправления отсутствует, выборы назначаются и проводятся избирательной комиссией муниципального образования (пункты 1, 3). Аналогичные положения содержатся в ст. 9 Закона Оренбургской области от 12 мая 2004 года N 1153/177-III-ОЗ "О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области".
В соответствии с указанными положениями областного законодательства муниципальные выборы в Пономаревском районе Оренбургской области уже назначены решениями NN 1, 2 Территориальной избирательной комиссии Пономаревского района от 21 июля 2007 года, которая согласно решения Избирательной комиссии Оренбургской области N 6/29-4 от 12 июля 2007 года исполняет полномочия избирательной комиссии муниципального образования.
Таким образом, суд обоснованно исходил из того, что в результате принятых решений права избирателей Пономаревского района Оренбургской области не будут нарушены.
Необходимость принятия оспариваемого Закона Оренбургской области после роспуска Совета депутатов муниципального образования, как установлено судом и видно из материалов дела, заключалась в том, что для принятия решения и финансирования проведения выборов в Пономаревском районе не было представительного органа и бюджета муниципального образования,
В соответствии со ст. 2 Закона Оренбургской области от 27 июня 2007 года N 1203/263-IV-ОЗ "О выборах в муниципальном образовании "Пономаревский район Оренбургской области" расходы на подготовку и проведение выборов производятся за счет средств областного бюджета. При этом допущена ошибка в написании года принятия Федерального закона N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и вместо "1996" написано "2006".
Суд обоснованно указал в решении, что данная ошибка является технической и не служит основанием для признания оспариваемого Закона или указанной статьи недействующими, поскольку в самой диспозиции статьи ошибок нет.
В связи с этим суд правильно не согласился с доводами представителя заявителей Дорошенко В.И., пояснившего, что при принятии Закона имели место ссылка на несуществующий Федеральный закон.
В обоснование своих доводов Бондарев И.В., Астаев Д.П. и Жабин П.С, а также их представитель Дорошенко В.И. указали также на то, что оспариваемый Закон Оренбургской области принят с нарушением положений частям 1, 2 ст. 26 и частям 1, 4 ст. 27 Закона Оренбургской области от 14 марта 2002 года N 455/380-II-ОЗ "О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области", а также принят в нарушение требований частей 2, 3, 4, 7 ст. 25 "Регламента Законодательного Собрания Оренбургской области", утвержденного решением Законодательного Собрания Оренбургской области N 298 от 16 июня 1999 года.
В соответствии с вышеуказанными нормами одним из условий внесения проекта Закона для рассмотрения Законодательного Собрания Оренбургской области является представление прогноза социально-экономического и иных последствий принятия закона; проект закона со всеми необходимыми приложениями вносится субъектом права законодательной инициативы не позднее 40 дней до дня его рассмотрения в Законодательном Собрании. Датой внесения проекта закона считается дата его регистрации в Законодательном Собрании Оренбургской области.
Суд с доводами заявителей обоснованно не согласился, поскольку хотя к проекту Закона Оренбургской области "О выборах в муниципальном образовании "Пономаревский район Оренбургской области" и не был приложен прогноз социально-экономических и иных последствий принятия закона, однако данное обстоятельство, как правильно указал суд, основанием для удовлетворения заявлений не является, т.к. этот Закон не связан с экономической деятельностью области или муниципального образования, следовательно, не было необходимости приложения данного прогноза. При этом суд обоснованно исходил из того, что к проекту Закона была приложена пояснительная записка с описанием сложившейся ситуации в Пономаревском районе.
Внесение проекта Закона на рассмотрение Законодательного Собрания Оренбургской области не за 40 дней до его рассмотрения, как правильно указал суд, также не является основанием для признания Закона недействующим, поскольку в силу абзаца 11 пункта 9 ст. 25 Регламента Законодательного Собрания
Оренбургской области законопроекты, требующие безотлагательного рассмотрения Законодательным Собранием области, вносятся не позднее чем за 3 дня до заседания Законодательного Собрания по инициативе председателя Законодательного Собрания, а в его отсутствие - заместителя председателя; Губернатора Оренбургской области, по письменному предложению не менее 1/3 от установленного числа депутатов Законодательного Собрания.
Проект Закона Оренбургской области "О выборах в муниципальном образовании "Пономаревский район Оренбургской области", как установлено судом, со всеми приложениями был внесен на рассмотрение Законодательного Собрания Оренбургской области 4 июня 2007 года, данный вопрос был включен в повестку дня Законодательного Собрания области на 26 июня 2007 года и утвержден решением депутатов. Также установлено, что 26 июня 2007 года депутат Законодательного Собрания Оренбургской области Новиков В.Г. предлагал исключить из повестки дня рассмотрение вопроса по принятию указанного Закона, этот вопрос обсуждался депутатами, однако предложение не было принято. При этом принятия отдельного решения о безотлагательном рассмотрении вопроса, как правильно указал суд, не требовалось, поскольку это не предусмотрено Регламентом, а в сопроводительном письме Губернатора Оренбургской области от 4 июня 2007 года N 1/20-227 содержалась просьба о рассмотрении предложенных проектов Законов на очередном заседании Законодательного Собрания Оренбургской области. Вместе с тем, суд обоснованно указал, что необходимость скорейшего рассмотрения вопроса была, т.к. на протяжении длительного периода времени на территории муниципального образования "Пономаревский район Оренбургской области" Совет депутатов бездействовал, не принимался бюджет муниципального образования, не было Устава муниципального образования, не отменялись не соответствующие федеральному законодательству муниципальные нормативные правовые акты, не решались важные социально-экономические вопросы, т.е. все население муниципального образования было лишено конституционных прав на осуществление местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, как правильно указал суд, нет оснований полагать, что законопроект был внесен на рассмотрение Законодательного Собрания области с нарушением процедуры прохождения документов.
Кроме того, Судебная коллегия исходит из того, что в соответствии со ст.ст. 251, 253 ГПК РФ суд оспариваемый нормативный акт проверяет на соответствие другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В судебном заседании представитель заявителей Дорошенко В.И. пояснил, что оспариваемый Закон области нарушает закрепленные в ст. 2 Федерального закона N 154-ФЗ и в ст. 1 Федерального закона N 131-ФЗ права его доверителей на самостоятельное осуществление местного самоуправления, и что представительный орган муниципального образования может быть избран только населением и в соответствии с Уставом муниципального образования.
Суд с такими доводами правильно не согласился, т.к. на момент принятия Закона и до настоящего времени Устава муниципального образования "Пономаревский район Оренбургской области" нет, местный бюджет не утвержден, Совет депутатов муниципального района распущен, что делает невозможным назначение и проведение муниципальных выборов или местного референдума по решению представительного органа местного самоуправления. Инициативы других лиц по проведению референдума не установлено. В такой ситуации, в силу положений ст. 6 Федерального закона N 131-ФЗ субъект Российской Федерации вправе был принимать нормативный правовой акт по вопросам организации местного самоуправления, в том числе касающихся вопросов проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления и главы муниципального образования с определением срока их полномочий.
Ссылка представителя заявителей Дорошенко В.И. на ст. 85 Федерального закона N 131-ФЗ правильно признана необоснованной, поскольку данная статья применяется в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями вышеуказанного Федерального закона, а Пономаревский район Оренбургской области не является вновь образованным (в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ) муниципальным образованием.
Кроме того, суд правильно исходил из того, что указанным Законом не назначены муниципальные выборы и не определены форма и порядок их проведения. Эти вопросы решены Территориальной избирательной комиссией Пономаревского района. Непринятие областного закона о проведении выборов в Пономаревском районе Оренбургской области привело бы к продолжению нарушения прав граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, на осуществление местного самоуправления.
Суд обоснованно не согласился с возражениями заявителей против решений Пономаревского районного суда Оренбургской области от 11 июля 2006 года, 4 августа 2006 года и от 20 апреля 2007 года, поскольку все они вступили в законную силу и согласно ст. 13 ГПК Российской Федерации стали обязательными.
С учетом изложенного является правильным вывод суда о том, что Закон Оренбургской области от 27 июня 2007 г. N 1203/263-IV-ОЗ "О выборах в муниципальном образовании "Пономаревский район Оренбургской области" принят в соответствии с требованиями федерального законодательства, в рамках полномочий Оренбургской области - как субъекта Российской Федерации, и не имеется оснований для признания его недействующим.
Вывод суда мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется. Содержащиеся в кассационной жалобе доводы проверялись судом и по изложенным в решении основаниям обоснованно признаны несостоятельными. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:
решение Оренбургского областного суда от 25 июля 2007 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Астаева В.П. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Харланов А.В. |
|
Соловьев В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2007 г. N 47-Г07-20
Текст определения официально опубликован не был