Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 июля 2004 г. N 48-Г04-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
Емышевой В.А., Маслова А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Портнова Е.В. о признании противоречащим федеральному законодательству Постановления Правительства Челябинской области от 20 марта 2003 года N 31 "О мерах по совершенствованию системы предоставления гражданам субсидий на оплату жилья, коммунальных услуг и твердого топлива на территории Челябинской области" по кассационной жалобе Правительства Челябинской области на решение Челябинского областного суда от 19 марта 2004 г., которым заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей оставить решение суда без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
20 марта 2003 г. Правительством Челябинской области принято постановление N 31 "О мерах по совершенствованию системы предоставления гражданам субсидий на оплату жилья, коммунальных услуг и твердого топлива на территории Челябинской области", п. 1 которого утверждено Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья, коммунальных услуг и твердого топлива на территории Челябинской области.
Абзацем 7 подпункта 3 пункта 11 указанного Положения установлено, что рассмотрение вопроса о назначении субсидии производится на основании заявления гражданина, предоставляемого в письменной форме с указанием сведений о составе семьи, размере доходов каждого ее члена на 3 месяца, предшествующих месяцу обращения, и об имуществе, принадлежащем ему (его семье) на праве собственности, подтвержденных следующими документами, в т.ч. справки о размере получаемых алиментов для граждан, имеющих право на их получение (корешок от квитанции о получаемых алиментах и (или) выписки из сберегательной книжки либо другие подтверждающие документы). Постановление было опубликовано в газете "Южноуральская панорама" 22 апреля 2003 года.
Портнов Е.В. обратился в суд с заявлением о признании противоречащим действующему законодательству и отмене указанного Постановления Правительства Челябинской области от 20 марта 2003 года N 31 в редакции постановления от 23 октября 2003 года N 119.
В обосновании своих требований он указал, что Постановление Правительства Челябинской области от 20 марта 2003 года противоречит действующему законодательству Российской Федерации и нарушает его право на получение государственной социальной помощи, его семье отказано в получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг по тем основаниям, что его дочь не получает алиментов на внуков, со ссылкой на оспариваемое постановление.
Представитель Правительства Челябинской области возражал против удовлетворения заявления.
Решением Челябинского областного суда от 19 марта 2004 г. заявление удовлетворено частично, абзац 6 подпункта 3 пункта 11 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья, коммунальных услуг и твердого топлива на территории Челябинской области в части слов "имеющих право на их получение" признан противоречащим Конституции Российской Федерации и действующему федеральному закону и недействующим с момента вступления решения в законную силу. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.
Правительство Читинской области не согласно с решением суда, в кассационной жалобе просит отменить решение суда и принять новое, которым отказать в удовлетворении заявления Портнову Е.В., ссылаясь на то, что суд неправильно применил материальный закон, дал ошибочную оценку доводам заявления, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, решение принято с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Удовлетворяя заявление Портнова Е.В., суд пришел к правильному выводу о том, что положение пп. 3 п. 11 оспариваемого Положения, обязывающее предоставить справку о размере получаемых алиментов для граждан, имеющих право на их получение, в части слов "имеющих право на их получение" противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с п.п. "к, ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство и вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч.ч. 2, 3 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
Как указано в пункте 1 оспариваемого Положения, данное положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Положением о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" и определяет единый порядок и условия назначения гражданам субсидий на оплату жилья, коммунальных услуг и твердого топлива, а также возмещения расходов по предоставлению гражданам субсидий на территории Челябинской области за счет средств, выделяемых из фонда финансирования социальных расходов областного бюджета.
Пунктом 4 ст. 8 ФЗ от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлено, что порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного закона Правительством Российской Федерации 22 февраля 2000 г. принято постановление N 152 "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи", согласно которому (п. 1 пп. 5) виды доходов для решения вопроса о предоставлении государственной социальной помощи, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, и порядок исчисления этих доходов определяются в соответствии с пунктами 7-10, 12-16, 18-22 Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. N 1096.
Подпунктом "л" п. 7 указанного порядка установлено, что в доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются в т.ч. алименты, получаемые на несовершеннолетних детей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Подпунктом "л" п. 7" имеется в виду "Подпунктом "л" п. 10"
5 апреля 2003 г. принят федеральный закон "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" в статье 5 которого указано, что перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации.
Такой перечень установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", в п. 1 пп. "ж" которого указано, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко приживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе алименты, получаемые членами семьи.
Пунктом 1 Постановления Правительства Челябинской области N 119 от 23.10.2003 г. в п. 2 оспариваемого Постановления Правительства Челябинской области от 20 марта 2003 года N 31 внесены изменения, п. 2 изложен в следующей редакции:
"Установить, что учет доходов и расчет совокупного дохода для предоставления субсидий на оплату жилья, коммунальных услуг и твердого топлива (далее - субсидии), осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".
Однако, п. 11 оспариваемого положения не был приведен в соответствие с федеральным законом.
Суд, проанализировав вышеприведенное федеральное законодательство, пришел к обоснованному выводу о том, что обжалуемый нормативно-правовой акт в части обязывающей предоставить справки о размере получаемых алиментов для граждан, имеющих право на их получение противоречит федеральному законодательству, поскольку последнее не содержит указания на наличие права граждан на получение алиментов.
Из буквального толкования оспариваемой нормы не ясно, какую смысловую нагрузку несет дополнение "имеет право на их получение" Неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность различного толкования.
Доводы Правительства Челябинской области в кассационной жалобе о том, что установление порядка и условий предоставления субсидий на своей территории относится к компетенции Правительства Челябинской области, а значит, субъект вправе устанавливать перечень документов, основанием к отмене решения суда не являются.
Действительно согласно ст. 15.4 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" органы государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом своего социально-экономического развития устанавливают порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации. Однако указанные порядок и условия не должны ухудшать положение граждан по сравнению с положением граждан, которым субсидии предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, указанным в части первой настоящей статьи, являются ошибочными по приведенным выше основаниям.
Доводы Правительства о том, что оспариваемое положение не нарушают права граждан, являются необоснованными т.к. из материалов дела видно, что органами социальной защиты населения заявителю со ссылкой на положения оспариваемого нормативного акта отказано в рассмотрении его заявления о получении субсидии до реализации членами его семьи своих алиментных прав в соответствии с нормами семейного права и предоставлении соответствующего документа, подтверждающего реализацию этих прав (л.д. 18)
Доводы представителя Правительства Челябинской области о том, что оспариваемый им нормативно-правовой акт не создает условий для нарушения прав заявителя, который вправе обратиться в суд и обжаловать неправомерные действия управления социальной защиты населения, правильно отвернут судом как необоснованный т.к. граждане в силу ст. 9 ГК РФ по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Вывод суда о необоснованности заявленного Портновым Е.В. требования о признании противоречащим федеральному законодательству обжалуемого постановления в полном объеме является правильным, как не нашедшего своего подтверждения в судебном заседании.
Обоснованно отвергнут судом первой инстанции довод заявителя об обязании Правительства Челябинской области, являющегося высшим исполнительным органом Челябинской области, изменить редакцию обжалуемого нормативно-правового акта на редакцию постановления Правительства Российской Федерации в силу конституционного принципа разделения властей и п. 2 ст. 253 ГПК РФ.
Поскольку в соответствии со ст. 125 Конституции РФ разрешение дел о соответствии законов субъектов и иных нормативных актов субъектов российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, из решения суда подлежат исключению суждение о противоречии оспариваемых норм Постановления Правительства Челябинской области от 20 марта 2003 года N 31 Конституции РФ.
Также суд ошибочно признал противоречащим федеральному закону абз. 6 подпункта 3 пункта 11 Положения, так как оспариваемый и признанный недействующим абзац фактически является седьмым.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Челябинского областного суда от 19 марта 2004 г оставить без изменения.
Исключить из решения суда указания о противоречии оспариваемых норм Постановления Правительства Челябинской области от 20 марта 2003 года N 31 Конституции Российской Федерации.
Уточнить резолютивную часть решения.
Считать противоречащим федеральному закону и недействующим с момента вступления решения в законную силу абзаца 7 подпункта 3 пункта 11 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья, коммунальных услуг и твердого топлива на территории Челябинской области, утв. Постановлением Правительства Челябинской области от 20 марта 2003 года N 31 "О мерах по совершенствованию системы предоставления гражданам субсидий на оплату жилья, коммунальных услуг и твердого топлива на территории Челябинской области" в редакции постановления от 23 октября 2003 г. N 119 в части слов "имеющих право на их получение".
В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Лаврентьева М.Н. |
Судьи |
Емышева В.А. |
|
Маслов А.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 июля 2004 г. N 48-Г04-6
Текст определения официально опубликован не был