Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 6 июня 2008 г. N вн.2.2-1/2289
по проекту федерального закона N 66613-5 "О внесении изменений в главы 26.1, 26.2, 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Законопроектом предлагается дополнить статью 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) пунктом 4.1, согласно которому сумма расходов на приобретение имущественных прав на земельные участки подлежит включению в состав расходов налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога после фактической оплаты ими имущественных прав на земельные участки в размере уплаченных сумм и при наличии документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию указанного права. При этом, под документальным подтверждением факта подачи документов на государственную регистрацию имущественных прав предлагается признать расписку в получении органом, осуществляющим данную государственную регистрацию, документов на государственную регистрацию указанных прав.
Принимая во внимание, что расходами в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса признаются обоснованные (экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме) и документально подтвержденные затраты осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, обращаем внимание, что согласно статье 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявителю может быть отказано в государственной регистрации прав.
В этой связи, по нашему мнению, уменьшение налогоплательщиком полученного им дохода на сумму расходов на приобретение имущественных прав на земельные участки без получения налогоплательщиком документа о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является необоснованным и соответственно не может уменьшать сумму полученного им дохода.
Согласно абзацу шестому подпункта "б" пункта 13 статьи 1 законопроекта пункт 2 статьи 346.25.1 Налогового кодекса предлагается дополнить подпунктом 63, в соответствии с которым применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, осуществляющим такой вид предпринимательской деятельности, как передача во временное владение и (или) пользование жилья, дач, гаражей и земельных участков.
Принимая во внимание, что указанный вид предпринимательской деятельности в некоторой степени аналогичен такому виду деятельности как сдача в аренду (внаем) собственного недвижимого имущества, в том числе квартир и гаражей, полагаем возможным рассмотреть вопрос о согласовании подпункта 56 пункта 2 статьи 346.25.1 Налогового кодекса с предложенной законопроектом редакции подпункта 63 пункт 2 статьи 346.25.1 Налогового кодекса.
Кроме того, по редакции подпункта 63 пункт 2 статьи 346.25.1 Налогового кодекса обращаем внимание, что термин "жилье" не определен ни одним законодательным актом Российской Федерации. В Жилищном кодексе Российской Федерации, в частности, используется термин "жилое помещение", к которому согласно пункту 1 статьи 16 относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
В соответствии с предложенным законопроектом дополнением пункта 2 статьи 346.25.1 Налогового кодекса подпунктом 70, применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается осуществлять индивидуальным предпринимателям, осуществляющим частную детективную или охранную деятельность.
Согласно статьям 3, 11, 11.1 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" оказание услуг по охране разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения. Частный охранник работает по трудовому договору с охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и указанным Федеральным законом.
В этой связи полагаем, что редакция подпункта 70 пункта 2 статьи 346.25.1 Налогового кодекса требует редакционной правки, с учетом того, что частный охранник не является индивидуальным предпринимателем.
Кроме того, по предложенной редакции подпункта 70 обращаем внимание, что частным детективам в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" выдается лицензия, а не разрешение, как это указано в рассматриваемо подпункте.
Согласно предлагаемому в законопроекте дополнению пункта 5 статьи 346.25.1 Налогового кодекса если индивидуальный предприниматель состоит на учете в налоговом органе в одном субъекте Российской Федерации, а заявление на получение патента подает в налоговый орган другого субъекта Российской Федерации, этот индивидуальный предприниматель обязан вместе с заявлением на получение патента подать заявление о постановке на учет в этом налоговом органе.
Учитывая предлагаемые в законопроекте изменения пункта 2 статьи 346.28 Налогового кодекса полагаем возможным рассмотреть вопрос о дополнении пункта 5 статьи 346.25.1 Налогового кодекса положениями, определяющими срок постановки налоговым органом на учет индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения на основе патента, а также порядок снятия его с налогового учета.
В предлагаемых подпунктах 64 и 66 пункта 2 статьи 246.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации (стр. 16 проекта) следует уточнить, что речь идет не об услугах, а о работах (производство мясных, рыбных и молочных продуктов, механизированные агрохимические, мелиоративные, транспортные работы и др.).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "66 пункта 2 статьи 246.25.1" следует читать "66 пункта 2 статьи 346.25.1"
Поскольку проект направлен на реализацию положений Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (см. пояснительную записку), представляется целесообразным в подпункте 2 предлагаемого пункта 2.2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (стр. 19 проекта) уточнить, что речь идет о тех случаях, когда участвующие в уставном капитале организации сами не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, что будет корреспондировать положению пункта 1 части 1 статьи 4 указанного Федерального закона.
Требует дополнительного обсуждения необходимость упоминания в положении абзаца третьего подпункта 4 предлагаемого пункта 2.2 статьи 346.26 Налогового кодекса (стр. 21 проекта) земельных участков, закрепленных за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, учитывая то, что исполнительные органы государственной власти и органы местного управления не вправе самостоятельно отчуждать имущество (в том числе земельные участки), закрепленные на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарными предприятиями и учреждениями. Они вправе самостоятельно распоряжаться таким имуществом только после его изъятия из хозяйственного ведения или оперативного управления унитарного предприятия или учреждения (см. Главу 19 Гражданского кодекса Российской Федерации). В связи с этим вызывает сомнение необходимость выделения абзацев 2 - 4 указанного подпункта 4 пункта 2.2, поскольку фактически речь идет о передаче исполнительными органами государственной власти и органами местного управления во владение и пользование любых земельных участков, которыми они вправе распоряжаться (находящихся в государственной или муниципальной собственности или тех, государственная собственность на которые не разграничена).
Требует уточнения положение подпункта 6 предлагаемого пункта 2.2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (стр. 22 проекта), поскольку в упоминаемых им подпунктах 13 и 14 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса речь идет о передаче в пользование земельных участков, торговых мест и объектов организации общественного питания, а не автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 17 статьи 1 законопроекта абзац третий пункта 6 статьи 346.29 Налогового кодекса предлагается исключить. В этой связи обращаем внимание, что на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 7123-5 "О внесении изменения в статью 346.29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесенный Советом народных депутатов Кемеровской области и проект федерального закона N 31925-5 "О внесении изменения в статью 346.29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесенный Волгоградской областной Думой, которыми предлагается внести аналогичное изменение в пункт 6 статьи 346.29 Налогового кодекса.
В соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованными Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола N 187 заседания Совета Государственной Думы от 20 ноября 2003 года) законопроект нуждается в юридико-технической доработке. Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в рабочем порядке.
И.о. начальника управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.