Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (в редакции Федерального закона от 28 февраля 2008 г. N 17-ФЗ) учитывает повышение отдельных видов социальных выплат и разработан в соответствии с индексацией государственных пособий гражданам, имеющим детей, во втором полугодии 2008 года до уровня индекса потребительских цен декабрь к декабрю 10,5% (с увеличением на 1,9 процентных пункта) на базе основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года с учетом исполнения бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) за 2007 год и статистических данных Фонда, характеризующих расходы на обеспечение по обязательному социальному страхованию.
Законопроектом предусматривается изменение бюджета Фонда на 2008 год в части формирования доходов и расходов.
Законопроект предусматривает увеличение доходов бюджета Фонда в 2008 году на 10 594,2 млн. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию - на 3 314,3 млн. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - на 6 957,9 млн. рублей, за счет средств, передаваемых в бюджет Фонда из федерального бюджета на обеспечение государственных функций - на 322,1 млн. рублей.
Прогнозируемый рост фонда заработной платы в 2008 году до 10 трлн. 166 млрд. рублей (103,2% к предусмотренному в расчетах утвержденного бюджета) обуславливает рост доходов от единого социального налога, зачисляемого в Фонд, до 232 171,6 млн. рублей (увеличение на 3 078,1 млн. рублей).
Доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний увеличены до 55 254,0 млн. рублей (увеличение на 6 545,2 млн. рублей).
В соответствии с прогнозом ФНС России увеличены в целом объемы средств, поступающие в бюджет Фонда от совокупного налога на 635,8 млн. рублей, в том числе поступления от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, увеличиваются на 840,4 млн. рублей, а от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности снижаются на 225,7 млн. рублей. Доходы от единого сельскохозяйственного налога увеличиваются на 21,2 млн. рублей.
Исходя из фактического исполнения бюджета Фонда за 2007 год по поступлениям по недоимке, пеням и штрафам по страховым взносам (сформировавшимся на 1 января 2001 г.) в сумме 134,2 млн. рублей и динамике снижения указанных поступлений по всем годам, доходы по данному направлению установлены в объеме 100,0 млн. рублей.
В связи с растущим дефицитом средств по обязательному социальному страхованию, а также отсутствием утвержденного нормативного правового акта по размещению резерва средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний снижаются доходы от размещения временно свободных средств на 117,0 млн. рублей.
Исходя из оперативных данных по исполнению бюджета Фонда за I квартал 2008 года, предусматривается рост на 180,0 млн. рублей доходов по денежным взысканиям (штрафам) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и конкретных видах обязательного социального страхования (в части Фонда) и на 300,0 млн. рублей поступлений капитализированных платежей.
Увеличены объемы средств, перечисляемые в бюджет Фонда из федерального бюджета на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, на 322,1 млн. рублей в связи с предусматриваемой во втором полугодии 2008 года индексацией размеров пособий до уровня индекса потребительских цен декабрь к декабрю 10,5% (с увеличением на 1,9 процентных пункта) в соответствии с макроэкономическими показателями социально-экономического развития Российской Федерации. В целом объем средств, перечисляемых в бюджет Фонда из федерального бюджета на эти цели, составит в 2008 году 34 351,1 млн. рублей.
Законопроектом предусматривается увеличение расходов бюджета Фонда на 2008 год на 10 490,7 млн. рублей.
Общая сумма расходов составила 375 548,4 млн. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию расходы возросли на 9 188,1 млн. рублей и составили 264 771,9 млн. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходы возросли на 980,7 млн. рублей и составили 49 852,6 млн. рублей.
Текущий дефицит средств Фонда в части обязательного социального страхования прогнозируется в сумме 22 516,7 млн. рублей, что выше предусмотренного в бюджете на 5 873,7 млн. рублей.
Вносимые изменения по расходам и источникам внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2008 год приведены в приложении 1 к настоящей пояснительной записке "Ожидаемая оценка исполнения бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год с учетом уточнения сводной бюджетной росписи Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и изменений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
При определении расходов на 2008 год предусматривалась индексация с 1 июля 2008 г. до уровня индекса потребительских цен декабрь к декабрю 10,5% (с увеличением на 1,9 процентных пункта) размеров следующих пособий: единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, минимальных и максимального размера пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
Число выплаченных пособий по материнству и детству, определялось исходя из фактического исполнения бюджета Фонда за 2007 год с учетом прогнозируемого роста рождаемости на 2008 год 3,2%.
При расчете расходов на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, учитывалось прогнозируемое число получателей указанного пособия в 2008 году в количестве 1 млн. 100 тыс. человек. Расходы на указанные цели в 2008 году составят 34 351,1 млн. рублей (дополнительно на доиндексацию с 1 июля 2008 г. предусматривается - 322,1 млн. рублей).
Исходя из исполнения бюджета Фонда за 2007 год, расходы по выплате пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, осуществляемые за счет средств обязательного социального страхования, предполагались ниже предусмотренного в бюджете на 2008 год. Но с учетом прогнозируемого роста фонда оплаты труда и индексации минимального и максимального размеров пособий и прогнозируемого роста рождаемости они сохраняются на уровне, предусмотренном в бюджете Фонда на 2008 год.
Сохраняются также на уровне бюджетных показателей расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в речку Теча.
В соответствии с исполнением бюджета Фонда за 2007 год расходы на выплату единовременного пособия при рождении ребенка определяются ниже предусмотренного в бюджете на 2008 год. Это обусловлено более низким числом обращений за данным пособием по сравнению с запланированным (фактическое обращение - 90% от числа рожденных детей, планировалось 94%). Однако с учетом прогнозируемого роста рождаемости (число получателей в 2008 году - 1 млн. 542 тыс. человек) и доиндексацией с 1 июля 2008 г. размера пособия они сохраняются на уровне, предусмотренном в бюджете на 2008 год в сумме 14 723,0 млн. рублей.
Расходы на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, определены исходя из фактического числа получателей, сложившихся в 2007 году, прогнозируемого роста рождаемости (число получателей в 2008 году - 556,2 тыс. человек) и доиндексацией пособия с 1 июля 2008 г., в сумме 201,9 млн. рублей (увеличение на 5,5 млн. рублей).
Прогнозируемые расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности определены исходя из исполнения бюджета Фонда за 2007 год, на базе новых макроэкономических показателей по росту фонда оплаты труда и оцениваются в объеме 134 059,6 млн. рублей, что выше предусмотренного в бюджете на 5 251,9 млн. рублей. При расчете учитывались оплата 381,1 млн. календарных дней (на уровне 2007 года) и среднедневной размер пособия - 351,77 рублей.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний оцениваются в сумме 2 395,9 млн. рублей, что на 149,9 млн. рублей выше предусмотренных в бюджете. Они обеспечивают оплату 4,8 млн. календарных дней временной нетрудоспособности при среднедневном размере пособия 497,07 рубля.
Расходы на выплату пособий по беременности и родам также определены исходя из исполнения бюджета Фонда за 2007 год с учетом новых макроэкономических показателей по росту фонду оплаты труда и прогнозируемым ростом рождаемости и составили 39 697,0 млн. рублей, что па 3 631,4 выше предусмотренного бюджетом. При расчете учитывалась оплата 123,0 млн. календарных дней и среднедневной размер пособия - 322,74 рублей. Расчет среднедневного размера пособия произведен исходя из показателей IV квартала 2007 г. в связи с увеличением максимального размера пособия по беременности и родам с 1 сентября 2007 г. до 23 400 рублей.
Законопроектом предусматривается установление суммы, из которой исчисляется единовременная страховая выплата, в первом полугодии 2008 года в размере 50 900 рублей, а во втором полугодии - 51 800 рублей. Увеличение данной суммы во втором полугодии обусловлено доиндексацией на 1,9 процентных пункта до индекса потребительских цен на 2008 год декабрь к декабрю 10,5%. С учетом этого расходы на выплату единовременных страховых выплат увеличены на 29,4 млн. рублей и составили 595,6 млн. рублей, что обеспечивает 22,24 тыс. выплат при среднем размере выплаты 26 779,4 рублей.
Законопроектом также устанавливается максимальный размер ежемесячной страховой выплаты в первом полугодии 2008 года в размере 39 100 рублей, во втором полугодии - 39 840,0 рублей. Расходы на обеспечение указанных страховых выплат оцениваются в сумме 29 997,0 млн. рублей (количество выплат - 6450 тысяч, средний размер 4 650,7 рублей), дополнительно предусмотрено 755,3 млн. рублей.
Ежегодная индексация указанных страховых выплат па# индекс потребительских цен предусмотрена положениями Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Изменение коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты на 2008 год потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации.
В связи с фактически произведенными расходами по уплате взноса в МАСО увеличены до 3 427,8 тыс. рублей (увеличение на 27,8 тыс. рублей) средства, направляемые на взносы в международные организации. Указанные расходы осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2002 г. N 891 "Об участи Фонда социального страхования Российской Федерации в деятельности международной ассоциации социального обеспечения".
Законопроектом увеличены расходы на оздоровление детей до 16 545,2 млн. рублей (дополнительно предусмотрено 299,5 млн. рублей), что, с учетом прогнозируемой инфляции, позволит сохранить запланированный уровень оздоровления детей (около 5,0 млн. детей).
Законопроект вносит изменения в доходы бюджета Фонда на плановый период 2009 и 2010 годов. Предусматривается рост доходов в части поступлений единого социального налога и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, связанных с изменением макроэкономических показателей по росту фонда заработной платы в 2009 году - до 12 444,0 млрд. рублей (106,7% к предусмотренному в расчетах утвержденного бюджета); в 2010 году - до 14 683,0 млрд. рублей (108,2% к предусмотренному в расчетах утвержденного бюджета). Все дополнительные доходы, предусмотренные законопроектом на 2009 и 2010 годы, в полном объеме отражаются на изменениях финансового результата бюджета Фонда и соответственно на изменениях источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на плановый период 2009 и 2010 годов.
Изменения показателей бюджета Фонда на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов отражены в новых приложениях 3.2, 5.2, 7.2 и 8.2 к Федеральному закону "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" в редакции Федерального закона от 28 февраля 2008 г. N 17-ФЗ.
Изменения, предусматриваемые законопроектом, влекут за собой изменения в параметры бюджета Фонда на плановый период 2009 и 2010 годов, которые будут учтены при подготовки# проекта Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
Статья 19 дополнена положением по финансовому обеспечению исковых требований организаций по взысканию в 2008 году расходов на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан на основании вступивших в законную силу решений судов за счет средств обязательного социального страхования.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.