Заключение Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва от 15 мая 2008 г. к N 11, п. 1.1
на проект федерального закона N 470283-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части уточнения условий и порядка предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства) -внесен депутатами Государственной Думы Г.П. Хованской, А.Г. Аксаковым, Г.В. Гудковым, О.Г. Дмитриевой, С.П. Горячевой, Е.Г. Драпеко, О.В. Шеиным и депутатами Государственной Думы четвертого созыва И.Н. Морозовым, И.Н. Харченко
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 470283-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части уточнения условий и порядка предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства), внесенный депутатами Государственной Думы Г.П. Хованской, А.Г. Аксаковым, Г.В. Гудковым, О.Г Дмитриевой, С.П. Горячевой, Е.Г. Драпеко, О.В. Шеиным и депутатами Государственной Думы четвертого созыва И.Н. Морозовым, И.Н. Харченко (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается исключить ряд условий предоставления финансовой поддержки проведения капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ), а также изменить сроки исполнения указанных условий. Кроме того, согласно законопроекту допускается распределение средств Фонда на проведение капитального ремонта между многоквартирными домами, собственниками помещений в которых выбран такой способ управления многоквартирными домами как непосредственное управление.
Комитет не поддерживает законопроект по следующим основаниям.
1. Законопроектом предлагается исключить такое условие предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда как наличие определенного процента товариществ собственников жилья в многоквартирных домах.
Прежде всего, следует учитывать, что одними из целей создания государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства являлось повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом.
Одним из стимулов формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, которые заложены в Законе, является жесткое условие предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда только при наличии определенного процента товариществ собственников в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования. Исключение такого условия, как это предлагается рассматриваемым законопроектом, по мнению Комитета, не позволит достичь целей, для которых было предусмотрено создание Фонда.
Стимулирование создания товариществ собственников жилья способствует, прежде всего, усилению контроля со стороны населения за объемом и качеством жилищно-коммунальных услуг, развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом, самоорганизации граждан в жилищной сфере. Создание товариществ собственников жилья является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилых помещений и рациональной организации управления многоквартирными домами.
2. Законопроектом предлагается существенно сократить сроки проведения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими распоряжение земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, занятых многоквартирными домами, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов - с I января 2011 года, как это предусмотрено Законом N 185-ФЗ, до 1 января 2008 года.
Необходимо учитывать, что, несмотря на законодательное упрощение ряда процедур формирования земельных участков, осуществление работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков требует значительного периода времени и значительных финансовых затрат, в связи с чем сокращение сроков проведения указанных процедур в целях предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда представляется неоправданным.
3. Относительно приведения пункта 5 части 1 статьи 14 Закона N 185-ФЗ, предусматривающего такое условие как наличие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления таких субсидий на имеющиеся или открываемые получателями субсидий банковские счета), в соответствие со статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", Комитет отмечает, что указанное условие предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда должно было выполняться в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда со дня вступления в силу Закона N 185-ФЗ. В настоящее время с учетом измененных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации для предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда необходимо наличие только нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
4. Законопроектом предлагается исключить такое условие предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда как наличие муниципальной адресной программы, содержащей перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту, и наличие долевого софинансирования проведения капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств местных бюджетов.
По мнению Комитета, наличие муниципальных адресных программ стимулирует органы местного самоуправления к проведению мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, повышает адресность предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. Кроме того, необходимо учитывать, что только органы местного самоуправления обладают достаточно полной информацией о наличии многоквартирных домов, требующих скорейшего проведения мероприятий по капитальному ремонту и признанию их аварийными. В отсутствие муниципальных адресных программ формирование соответствующих региональных программ будет осуществляться неполноценно, в отсутствие достоверной информации.
Относительно такого обязательного условия как долевое софинансирование за счет средств местных бюджетов Комитет отмечает, что Законом N 185-ФЗ предложена гибкая система определения доли софинансирования за счет средств местных бюджетов, позволяющая учесть в том числе дотационность муниципальных образований.
Так, в частности, согласно части 1 статьи 18 Закона N 185-ФЗ субъектов Российской Федерации может быть установлен минимальный размер софинансирования за счет средств бюджетов муниципальных образований. При этом, исходя из положений указанной статьи Закона N 185-ФЗ, субъектом Российской Федерации может быть принято решение о предоставлении средств софинансирования только за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
5. Законопроектом предлагается включить в число получателей средств на проведение капитального ремонта лиц, уполномоченных собственниками помещений, осуществляющих непосредственное управление многоквартирными домами.
Следует согласиться с авторами законопроекта, что Законом N 185-ФЗ сужен круг получателей средств на проведение капитального ремонта, несмотря на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрен также и такой способ управления многоквартирным домом как непосредственное управление собственниками жилых помещений.
Вместе с тем, сокращение круга получателей средств Фонда в Законе N 185-ФЗ предусмотрено с целью установления наиболее эффективного механизма направления средств на проведение капитального ремонта на соответствующие банковские счета, а также механизма контроля за их целевым использованием.
6. Относительно предлагаемого законопроектом исключения необходимости 5-процентного софинансирования проведения капитального ремонта за счет средств граждан - собственников жилых помещений Комитет отмечает следующее.
Прежде всего, следует учитывать, что на основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 39 и иных статей Жилищного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома осуществляется за счет средств собственника жилого помещения. По мнению Комитета, указанный размер софинансирования за счет средств граждан является минимальным.
Кроме того, следует учитывать, что согласно части 8 статьи 20 Закона N 185-ФЗ порядок выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе порядок, предусматривающий возможность предоставления рассрочки выплаты таких средств, определяется органом местного самоуправления. На основании указанной нормы органы местного самоуправления с учетом категорий граждан, проживающих в многоквартирных домах, подлежащих капитальному ремонту, вправе устанавливать льготный механизм выплаты гражданами средств на софинансирование проведения капитального ремонта.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям не поддерживает проект федерального закона N 470283-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части уточнения условий и порядка предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства), внесенный депутатами Государственной Думы Г.П. Хованской, А.Г. Аксаковым, Г.В. Гудковым, О.Г. Дмитриевой, С.П. Горячевой, Е.Г. Драпеко, О.В. Шейным и депутатами Государственной Думы четвертого созыва И.Н. Морозовым, И.Н. Харченко, и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.