Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005 г. N 5-Г04-107
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.
судей Еременко Т.Н., Хаменкова В.Б.
рассмотрела в судебном заседании от 9 февраля 2005 г. дело по кассационным жалобам Бузина А.Н., Любарева А.Е., Суворова А.Д. и Шмелева В.А. на решение Московского городского суда от 11 октября 2004 г., которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании отдельных положений ст. 9 Закона города Москвы от 30 июня 2004 г. "О референдумах в городе Москве".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова B.H., объяснения Любарева А.Е. и Суворова А.Д., поддержавших доводы жалобы, представителя Мэра Москвы Поляковой А.Б., возражавшей против жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гермашевой М.М., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Бузин А.Ю., Любарев А.Е., Суворов А.Д. и Шмелев В.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании частей 1, 2 и 7 ст. 9 Закона города Москвы от 30 июня 2004 г. "О референдумах в городе Москве".
В обоснование заявленного требования ссылались на то, что оспариваемые нормы, устанавливающие количественный состав инициативных групп по проведению референдума города Москвы не менее 300 человек и по проведению местного референдума не менее 100 человек, а также предусматривающие нотариальное удостоверение подписей членов инициативной группы по проведению референдума противоречат федеральному законодательству, а также ограничивают их права на участие в референдуме.
Указанным решением Московского городского суда в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе заявители просят отменить решение и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Оспаривая соответствующие положения Закона города Москвы "О референдумах в городе Москве", заявители указывали на то, что законодатель субъекта Российской Федерации должен был учесть нормы федерального закона (п. 1 ст. 36) и установить аналогичную ему численность инициативных групп по проведению референдума.
Не соглашаясь с этими доводами, суд правильно исходил из того, что согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Анализ приведенных норм федерального законодательства позволил суду сделать вывод о том, что количественный состав инициативной группы законом города Москвы установлен в соответствии с федеральным законом, т.е. не менее 20 человек для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Увеличение количественного состава инициативных групп законами субъектов Российской Федерации допускается.
Что касается нормы закона города Москвы, предусматривающей нотариальное удостоверение подписей членов инициативной группы по проведению референдума, то следует согласиться с выводом суда о том, что данное положение относится к порядку назначения и проведения референдума в городе Москве, которое могло быть установлено законом города Москвы.
Кроме того, установление требования о нотариальном удостоверении подписей членов инициативной группы по проведению референдума, является дополнительной гарантией защиты прав граждан.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" допускается установление законами субъектов Российской Федерации гарантий избирательных прав граждан, дополняющих гарантии, установленные федеральным законодательством.
Аналогичная норма, предусматривающая нотариальное удостоверение подписей лиц, входящих в инициативную группу, установлена также ст. 15 Федерального Конституционного закона "О референдуме Российской Федерации".
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе заявителей, были предметом рассмотрения в суде и обоснованно, по обстоятельствам, изложенным в решении, не приняты во внимание.
Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 11 октября 2004 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Бузина А.Ю. Любарева А.Е., Суворова А.Д., Шмелева В.А. - оставить без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005 г. N 5-Г04-107
Текст определения официально опубликован не был