Заключение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ Пятого созыва
на проект федерального закона N 13927-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Краснодарского края
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев указанный законопроект, считает необходимым отметить следующее.
Субъектом права законодательной инициативы предлагается внести изменения в статьи 38, 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), в соответствии с которыми из перечня оснований отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов) и оснований отмены судом регистрации кандидата (списка кандидатов), исключается факт подкупа избирателей лицами или организациями, действовавшими по поручению кандидата (избирательного объединения), их доверенных лиц, уполномоченных представителей. Однако в пояснительной записке к законопроекту не приводятся какие-либо доводы и мотивы предлагаемых изменений.
Полагаем, что существующая правовая норма ответственности кандидата (избирательного объединения) за подкуп избирателей, совершенный по поручению кандидата (избирательного объединения) другими лицами, является одной из гарантий свободного и равного осуществления гражданами их избирательных прав и одной из гарантий проведения демократических, свободных и честных выборов, авторы законопроекта предлагают эту норму исключить.
Предлагаемая редакция законопроекта существенно снижает реализацию гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на участие в выборах и референдуме: нарушает часть 3 статьи 3, часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, противоречит пункту 3 статьи 3 Федерального закона, согласно которым участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
Кроме того, законодательством Российской Федерации за подкуп избирателей установлены меры административной ответственности (статья 5.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также уголовной ответственности (статья 141 Уголовного кодекса Российской Федерации). Подкуп избирателей отнесен к числу квалифицирующих признаков такого преступления как воспрепятствование осуществлению избирательных прав.
Таким образом, законопроектом предлагается исключить наиболее действенную меру ответственности кандидата (избирательного объединения) за подкуп избирателей, совершенный по поручению этого кандидата (избирательного объединения) другими лицами.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 17 апреля 2008 г.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.