Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2007 г. N 5-Г07-39
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Еременко Т.П.,
судей Калининой Л.А., Харланова A.B.
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Лохина Б.И. об отмене решения Московского городского суда от 20 апреля 2007 года, которым отказано в удовлетворении его заявления об оспаривании частично пункта 1.1 Порядка и условий предоставления с 1 января 2005 года отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 07 декабря 2004 года N 850-ПП "О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Москвы Пашковой М.Э., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшего решение законным и обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
пунктом 1.1 Порядка и условий предоставления с 1 января 2005 года отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, ветеранам труда и приравненным к ним лицам, имеющим звание "Ветеран труда", после назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено предоставление скидок по оплате жилья и коммунальных услуг, осуществляемых за счет средств бюджета города:
- оплата в размере 50 процентов стоимости занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - жилой площади) государственного и муниципального жилищного фонда или помещений, находящихся в их частной собственности, в пределах социальной нормы площади жилья с учетом членов их семьи, совместно с ними проживающих;
- оплата в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (отопления, водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения (подогрева воды), электроэнергии, газа) в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда. В домах, не имеющих центрального отопления, предоставляется скидка в размере 50 процентов от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. Обеспечение топливом производится в первоочередном порядке;
- оплата в размере 50 процентов стоимости вывоза и обезвреживания твердых бытовых отходов с учетом членов их семьи, совместно с ними проживающих, независимо от вида жилищного фонда.
Лохин Б.И., являющийся пенсионером, ветераном военной службы, обратился в суд с заявлением об оспаривании пункта 1.1 Порядка и условий в части предоставление предусмотренных в нем скидок по оплате жилой площади лишь в пределах социальной нормы площади, а по оплате стоимости коммунальных услуг лишь в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, указав на то, что оспариваемые им положения в этой части ограничивают его право на получение льготы, предусмотренной Законом города Москвы "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" и противоречат данному Закону, имеющему большую юридическую силу.
Представитель Правительства Москвы требования заявителя не признал. Решением суда первой инстанции от 20 апреля 2007 года в удовлетворении заявления Лохину Б.И. отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального права, дело направить на новое рассмотрение.
Суть доводов сводится к воспроизведению первоначального заявления.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Принимая решение, суд правильно исходил из того, что, оспариваемое заявителем правовое регулирование мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, установлено субъектом Российской Федерации по вопросу, отнесенному Федеральными законами "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "О ветеранах" к компетенции субъекта Российской Федерации и финансируемому из регионального бюджета.
Согласно статье 13 Федерального закона "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
В соответствии со статьями 10, 22 названного выше Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, нормы материального права, подлежащие применению по данному делу, судом поняты и истолкованы правильно.
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемыми нормами ухудшены условия предоставления льгот в сравнении с периодом до 31 декабря 2004 года, бездоказательны.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", при издании органами государственной власти субъектов РФ в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставляемых отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Как следует из анализа оспариваемых норм, меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляются гражданам, имеющим звание "Ветеран труда" при условии достижения ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях" и в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления, и, таким образом, условия, с которыми Федеральным законом "О ветеранах" связывалось предоставление мер социальной поддержки до 1 января 2005 года, не ухудшены.
Других доводов, влекущих отмену решения в кассационном порядке, в кассационной жалобе не содержится.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 360, 361 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия определила:
решение Московского городского суда от 20 апреля 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Лохина Б.И. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2007 г. N 5-Г07-39
Текст определения официально опубликован не был